lpgzt.ru - Власть Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
14 ноября 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Власть 

Глубока река под названьем ЖКХ

14.11.2011 "ЛГ:итоги недели". Александра Галинская
// Власть
Фото Ольги Беляковой
Фото Ольги Беляковой

Со своими жилищными и коммунальными проблемами каждый из нас справляется по-своему. Одни безропотно отдают право их решения соответствующим службам. Другие вступают в противоборство с этими службами. Но наступает время третьих. Они берут ситуацию под систематический общественный контроль, следуя постулату древней китайской философии: «Не иди по течению, не иди против течения, иди поперёк него, если хочешь достичь берега».


Достичь берега комфортного, беспроблемного проживания – непросто. Ведь река под названием ЖКХ глубока. Чтобы шагнуть в неё, нужно хорошо знать все течения, в том числе и подводные. О том, что сегодня происходит в важнейшей сфере жизнеобеспечения горожан, мы попросили рассказать председателя департамента жилищно-коммунального хозяйства Липецка Сергея Николаевича ДАВЫДОВА.



– Сергей Николаевич, жилищно-коммунальные проблемы, как и большинство болезней, обостряются осенью и весной. Почему?


– Причин много, в том числе и тех, которые тянутся из советского, а также реформенного прошлого. Вот лишь один пример – уборка города после зимы. Липчане всегда высказывают много претензий по поводу её темпов. Старожилы вспоминают, что когда-то порядка было больше. Но при этом забывают, что в советские времена все территории областного центра закреплялись за предприятиями. Каждое из них располагало необходимой техникой. Сейчас весь объём работ обрушивается на плечи практически одного СпецПАТа. В нём и работников всего-то триста с небольшим. А очистить нужно весь город за очень короткое время. Да и убирает это предприятие только магистральные и межквартальные дороги, а внутридворовые территории – вотчина управляющих компаний. К тому же во дворы с трактором нынче не заедешь – всё машинами заставлено.


Одна из причин «осеннего обострения», когда с началом отопительного сезона увеличивается число аварийных заявок, – та же. Раньше подготовкой к зиме занимались не только жилищники, но и шефы – промышленные предприятия. У них на балансе находились дома, в которых проживали их же работники. А потом рождённые реформами акционерные общества сбросили со своих плеч «социалку». И она свалилась на городскую эксплуатационную службу.



– И она не выдержала такого большого «снегопада»?


– Когда рухнула советская система, развалились и все её институты. Потому что вместо социалистических провозгласили принципы капиталистические, хотя назвали их более благозвучно – рыночными отношениями. А начинать тому же жилищно-коммунальному комплексу пришлось даже не с нуля, а с глубокого минуса. Собственно, он давным-давно и был в нём. Ведь и в Советском Союзе, и даже в постсоветской России 90-х годов потребители платили лишь 3-5 процентов от реальной стоимости услуг ЖКХ. Остальное покрывалось государством из бюджетных средств. А потому в рамках провозглашённой рыночной экономики вполне логично рано или поздно должна была созреть идея о 100-процентной оплате услуг ЖКХ.



– Проблема только в том, что это непосильно для большинства потребителей?


– Не только в этом. Но федеральный центр такое решение принял. Одновременно в 2005 году отменили и дотации из бюджета. За счёт этого удавалось компенсировать часть тарифов для населения. Тогда 75 процентов полной стоимости жилищно-коммунальных услуг оплачивали жители города, а городской бюджет доплачивал оставшиеся 25 процентов. Кроме того, на компенсацию небаланса бюджет выделял шесть лет назад более 400 миллионов рублей.



– А сейчас?


– В прошлом году эта сумма снизилась до 80 миллионов рублей. Если в 2005 году это составляло почти шесть процентов годового бюджета города, то в 2010-м – всего 0,8 процента.



– Сыграло в этом свою роль пресловутое 307-е постановление правительства?


– Да, определённые им меры оказались весьма действенными. Например, небаланса по электроэнергии у нас нет с 2009 года.



– Тем не менее на одной из недавних сессий горсовета о нём вновь говорили и спорили?


– Речь о небалансах, которые образуются при потреблении горячей и холодной воды, тепловой энергии и водоотведении. Каждый год муниципалитет предлагал депутатам горсовета рассмотреть возможность выделения этих средств. Одновременно, чтобы задолженность не увеличивалась, мэрия планомерно проводила необходимые мероприятия по энергосбережению, оптимизации ресурсоснабжения. Это и введение строгого учёта на водозаборах, и установка приборов энергоучёта в домах и квартирах липчан. Но пока без бюджетной поддержки городскому жилищно-коммунальному хозяйству не обойтись. И это скорее не экономическая, а социальная мера, призванная защитить жителей. Поэтому лично меня удивило отношение депутатского корпуса к вопросу выделения денег на эту статью затрат. Выбора-то пока нет – или поставить под угрозу банкротства ресурсоснабжающие организации, или начислить плату за весь объём жителям, что в нынешних условиях считаю невозможным.



– Потому что это непопулярная мера?


– Дело не в популизме, а в экономических реалиях. Мы же обратились к депутатам после того, как провели серьёзный анализ ситуации. Ведь 354-е постановление правительства ещё не вступило в силу. Общедомовую норму потребления ресурсов пока не изобрели. Население к 100-процентной оплате услуг ни финансово, ни морально не готово. И пока есть возможность помочь людям, используя рычаги городского бюджета, нужно этим воспользоваться. В общем, на сегодняшний день у нас нет логичного механизма, чтобы расписать правила поведения для всех участников процесса. Чтобы все чётко знали свои права и обязанности: жилищники, коммунальщики, жители, власть.



– Но ведь есть Жилищный кодекс, правовые документы, определяющие направления коммунальной реформы?


– К сожалению, приходится констатировать: добротных, внятных нормативных актов катастрофически не хватает. Есть такие юридические конструкции, которые на практике применить почти невозможно. Такое впечатление, что пишут законы люди, совершенно оторванные от российской действительности. Не случайно наши президент и премьер-министр распорядились, чтобы все законопроекты, абсолютно все, обсуждались на общенародных площадках. В работе одной из них 30 октября участвовал и я. Обсуждался закон о водоснабжении. Он принят Госдумой в первом чтении и ко второму чтению уже очень серьёзно доработан рабочей группой, включающей, в том числе, и представителей из регионов.


Законы должны быть понятными, чётко указывающими, кому и что делать. Без этого муниципальной власти и, в частности, нашему департаменту очень трудно работать. Нет юридических рычагов в отношении недобросовестных управляющих компаний. В Жилищный кодекс внесены изменения в 165-ю статью, где определено в пятидневный срок провести проверку и принять меры. Но имеется в тексте закона заковыристая строчка о том, что воздействовать мы можем в порядке, установленном правомочным органом Российской Федерации. А порядка этого до сих пор … нет.



– Как же муниципалитет строит свои отношения с управляющими компаниями?


– Знаете, многие мои коллеги из других регионов удивляются, как нам удаётся держать их под контролем муниципалитета. Не в каждом городе руководители этих структур даже на телефонный звонок отзываются. А вот у меня в кабинете установлен селектор, к которому подключены офисы всех управляющих компаний. Каждый день мы проводим с ними совещания, каждую пятницу они приходят на совещания в департамент. Я уж не говорю об оперативках у главы города Михаила Владимировича Гулевского. Собираемся вместе и по срочным вопросам коллегиально принимаем решения. То, что администрация не является ни собственником, ни учредителем управляющих компаний, не мешает директорам чётко понимать, что в мэрии сформировалась крепкая команда профессионалов, которая работает последовательно, системно, комплексно. Отсюда и результаты.



– Какие из них наиболее значимые, на ваш взгляд?


– Их много. Самый значимый проект – программа переселения людей из аварийного и ветхого жилья. За эти годы жители 156 домов переехали в благоустроенные квартиры. Из федерального фонда привлечено порядка двух с половиной миллиардов рублей.


Многих проблем удалось избежать благодаря созданию комплексного ресурсоснабжающего предприятия. Липецкая городская энергетическая компания обеспечивает жителей теплом, водой и электричеством. Да, в этой организации есть трудности, но они больше внутрикорпоративные. А у муниципалитета там 87 процентов собственности, так что контроль и поддержка обеспечены. Поэтому липчане не знают, что такое подача воды по графику или суточные отключения электричества.


Очень значимым для жизнедеятельности города оказалось создание Единой аварийно-диспетчерской службы. Сегодня она обслуживает инженерные сети многоквартирных жилых домов двадцати одной управляющей компании, а также производственных помещений и объектов соцкультбыта. Их общая площадь – 9,6 миллиона квадратных метров. Такой службы, куда можно обратиться из любой точки города по короткому телефонному номеру 073 и не только подать заявку, но и получить исполнение, мало в каких городах есть. Вернее так – комплексной аварийно-диспетчерской службы нет ни у кого, поэтому уже больше двадцати делегаций приезжали этот опыт перенимать.


Многие мои коллеги из других регионов удивляются тому, что в нашем городе нет свалки. Пресловутая «Венера» засыпана землёй, и там высаживают деревья. Все бытовые отходы перерабатываются на специальном заводе. Горожане к этому уже привыкли и не замечают отсутствия свалки. А это стало возможным только благодаря привлечению частных инвесторов. Определённый риск в заключении с частником концессионного соглашения, конечно, был, но он был осознанным, выверенным и оправдал себя.


Липецк по праву может гордиться и микрорайоном Университетский. Если в некоторых городах отчитываются за один энергоэффективный дом, то у нас по передовым энергосберегающим технологиям воздвигнут целый микрорайон.



– А существует ли комплексный подход к содержанию остального жилого фонда города? Срабатывает ли этот принцип при капитальном ремонте домов-долгожителей?


– А вот здесь ситуация, что называется, с точностью до наоборот. Если бы мы согласились на комплексный капитальный ремонт, то сейчас в городе стояли десятка два показательных домов. Водили бы к этим «игрушечкам» делегации, хвастали бы перед гостями. Но нужно было учитывать, что жителям придётся софинансировать пять процентов от стоимости ремонта. А комплексный ремонт – это дорогое удовольствие, горожанам эта доплата была бы не под силу. Пришлось делать частичные ремонты. За четыре года с привлечением федеральных средств обновлено около 340 домов. В основном делали ремонт внутридомовых сетей и кровли. Заявки на их ремонт со стороны жителей снизились примерно на 12 процентов.



– Однако жалобы на качество капитального ремонта и его долгосрочность имеют место быть. Например, просто в нечеловеческие условия поставили ремонтники жильцов «молодожёнки» по улице Звёздная, 16.


– Таких неблагополучных адресов, к сожалению, можно назвать десятки. Причин затянувшегося ремонта несколько. Кто-то из жильцов не допускает к себе, потому что сам сделал ремонт. Но ведь для замены всего стояка отопления необходимо попасть во все квартиры. Кто-то начинает манипулировать: раз капитальный ремонт, делайте его и у меня в квартире. Нет, восстанавливается только общая территория. Такие или подобные переговоры с жильцами затягивают время работ.


Но главный бич всех затяжных ремонтов – 94-й федеральный закон. Его кто только не критиковал, но факт остаётся фактом – подрядчик определяется по торгам. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую стоимость работ, даже если она никак не сообразуется с реальной сметой. А ведь чудес не бывает. Если по расчётам стоимость одна, а её уменьшают вдвое, то сделать качественный ремонт ни у кого не получится. И сами подрядчики это понимают, вот и начинают тянуть резину. А при существующих законах расторгнуть контракт – тяжелее, чем его заключить. И у муниципалитета практически нет реальных рычагов немедленного воздействия на нерадивых поставщиков услуг.



– Что же делать?


– Работать! Я уже говорил о несовершенстве законов, вот мы и стараемся в таких условиях и закон не нарушить, и дело сделать.


Проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве города много. Решить их можно только вместе с собственниками жилья. Вот почему я не устаю повторять изо дня в день своим коллегам, руководителям управляющих и ресурсоснабжающих организаций – разговаривайте с жителями, выстраивайте с ними цивилизованные партнёрские отношения.



– А сами горожане готовы к такому диалогу?


– Липчане учатся считать. В рыночных условиях потребность в такой учёбе возрастёт. Жители предъявляют к управляющим компаниям всё более серьёзные требования, перепроверяют цифры квитанций оплаты, обращаются к нам за разъяснениями.



– Словом, как всегда, спасение утопающих – дело рук самих утопающих?


– Что бы там ни говорили, какие бы стереотипы ни сложились в обществе, могу заверить, что городская исполнительная власть, и наш департамент в частности, старается защищать в первую очередь интересы жителей, во всех спорных вопросах становимся на их сторону. Но, разъясняя права, напоминаем и об обязанностях, пытаемся воспитать ответственных и требовательных собственников.



– Получается?


– Вы знаете, да. Наши усилия сыграли свою роль, да и липчане – народ продвинутый. Поэтому у нас начала внедряться такая форма взаимодействия жителей с обслуживающими организациями, как непосредственное управление многоквартирными домами. Таких в начале текущего года было всего три, а сейчас уже больше семидесяти. Жильцы избрали советы домов, заключили прямые договоры с энергетиками. Теперь управляющие компании исключены из привычной цепочки поставщик коммунальных услуг – потребитель и превратились в обычные подрядные организации, обслуживающие дом. И работают они уже не по собственным расчётам, а по смете, утверждённой домовыми советами.



– Есть резон самим жильцам брать на себя несвойственные им организационные функции?


– Об этом можете спросить жильцов дома № 46/1 по улице Космонавтов. Они первыми в нашем городе перешли на непосредственное управление. За год здесь сделали ремонт подъездов, почистили подвал, заменили проводку, отказались от тупиковой системы подачи горячей воды. У жителей нет долгов перед энергетиками, нет вопросов по 307-у постановлению – здесь все платят по счетам. Им после грамотного перерасчёта даже вернули лишние деньги за тепло. Единственное неудобство – вместо одной квитанции приходится заполнять и оплачивать несколько. Зато всё понятно, прозрачно и, как оказалось, выгодно.



– Собственно, по таким принципам и должна идти реформа жилищно-коммунального хозяйства?


– Наш департамент старается объединить усилия многих и свести их к одному знаменателю: коммунальные и жилищные услуги должны оказываться горожанам качественно и своевременно. А липчане также добросовестно и честно обязаны такие услуги оплачивать.



– Спасибо за беседу, Сергей Николаевич.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 18 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +8 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы
// Здоровье

Лазер против слепоты

Лилия Сергучева, врач-офтальмолог областной больницы № 2
// Здоровье

Боль моя, ты покинь меня

Сергей Кудаев, главный специалист по паллиативной помощи управления здравоохранения Липецкой области, главный врач Липецкой городской больницы № 6 им. В.В. Макущенко
// Здоровье

Промедление опасно для жизни

Елена Рыбина, врач-невролог Липецкой областной клинической больницы
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика



  Вверх