lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
4 ноября 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

«Стратегия успеха» по-липецки

04.11.2011 "Молодежный вестник". Анна Кожухарь
// Образование
Фото А. Козак
Фото А. Козак

Центр сопровождения и поддержки одаренных детей «Стратегия» все чаще попадает в поле зрения СМИ. И это неудивительно. За год существования центр, который создан при департаменте образования Липецка, уже выпустил много призеров и победителей предметных олимпиад, научных конкурсов, несколько ребят с помощью подготовки в центре стали студентами престижных вузов.


– А зачем, собственно, одаренным детям поддержка и сопровождение? Неужели гениям это нужно? Вот Ломоносов, например, сам пришел в Москву, без всякой поддержки учился и стал «отцом науки Российской»... – первое, о чем я спросила у директора центра Инессы Шуйковой.


В ответ Инесса Анатольевна сначала улыбнулась. Подобный вопрос ей задают явно не в первый раз.


– Увы, это ошибочное, но очень распространенное мнение. Во-первых, не стоит путать понятия «гениальность» и «одаренность». А во-вторых, развитие даже самого талантливого ребенка во многом зависит от среды, в которой он накапливает знания.


О задатках и способностях


И директор, и преподаватели центра категорически отказываются называть своих воспитанников гениями или вундеркиндами. Истинных гениев среди детей не больше трех процентов. И далеко не каждый из них сумеет когда-нибудь использовать свои природные данные правильным образом.


Многие помнят историю Кристофера Лангана. Американский мальчик, который начал говорить в 6 месяцев, а в 4 года уже самостоятельно научился читать, хоть и обладал на тот момент самым высоким уровнем IQ в США, но так и не смог закончить университет. В самостоятельной научной деятельности вундеркинд также не добился успехов и уже много лет работает простым лесничим. И это далеко не единственный пример.


Как показывает практика, наибольшего успеха в жизни и научной деятельности добиваются одаренные дети так называемого «второго типа». Это ребята с «высокой, но не чрезвычайной нормой». Их число гораздо больше, а круг интересов таких детей куда шире. Именно с ними, обладающими упорством, желанием учиться и высоким уровнем мотивации, работают сотрудники «Стратегии».


– Люди различаются «по задаткам», – продолжает директор. – У одного человека спортивные задатки, у другого – интеллектуальные. Но вот способностей от природы нет никаких. Способности – это приобретенное. Если человек с хорошими задатками попадет в неблагоприятную среду, то мы вряд ли узнаем, что у него могли быть способности. Задатки – это биология. Одаренность – биология, превратившаяся в психологию. Чтобы задатки переросли в способности, нужны воспитание, развитие, соответствующие условия. Не учись Бальзак на юридическом факультете и не работай потом помощником стряпчего, где бы он взял сюжеты для своих будущих великих произведений? Кто знает, проявились бы когда-нибудь способности к физике у Николы Теслы, если бы не интеллектуальное развитие, которое он получил в семье, техническом училище, Пражском университете?..


О методах подготовки


Каким же образом в центре «Стратегия» задатки превращаются в способности? Первое и самое важное условие, считают здесь, – это желание и мотивация самого ребенка. На бесплатной основе в центре сегодня обучаются около шестисот мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет. Многие из них попали туда, потому что уже смогли проявить себя на школьных и городских предметных олимпиадах, другие пришли самостоятельно. Вступительные испытания по любому из 18 предметных направлений «Стратегии» кардинально отличаются от обычных школьных тестов или контрольных. Главное – творческий подход, умение не только показать наличие знаний по тому или иному предмету, но и применить их в разных условиях.


У поступивших насыщенный образовательный процесс. «Стратегия» – это дополнительное образование, потому специалисты центра работают вне стандартных школьных программ и канонов. Так, обычным урокам лекционного типа здесь предпочитают семинарские занятия в небольших группах по принципу «реалити». Такой прием характерен скорее для европейской, чем российской системы образования. Учитель не возвышается над учениками, он моделирует своеобразную конференцию между ними. Здесь не услышите стандартного замечания: «Не болтайте!». Дети общаются и друг с другом и с преподавателем.


Самостоятельные научные проекты также неотъемлемая часть учебного процесса. Студенты и те с первой более или менее серьезной курсовой сталкиваются не раньше второго года обучения, а ученики «Стратегии» небольшие научные исследования и презентации готовят регулярно. Многие из них – на очень высоком уровне. Отличным примером могут служить работы участников недавней научно-практической конференции «Путь к успеху», организованной центром. Достаточно взглянуть на названия проектов-победителей: «Математика и здоровое питание: подсчет потребления углеводов», «Пойми меня (язык жестов в политике)», «Феномен творческой личности русского писателя И.А.Бунина» и другие.


Чему же именно учат детей? Практически всему: гуманитарный спектр наук (история, обществознание, иностранные языки), технический (математика, информатика), естественно-научный (физика, химия, биология, география и астрономия). Кстати, астрономией и географией сегодня увлечено очень мало детей, хотя в нашей стране не хватает узких специалистов в этих областях. «Стратегия» активно занимается их популяризацией, сотрудничает с ведущими высшими учебными заведениями Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Томска.


Главное – результат


Авторские методики преподавателей центра (большинство из них, кстати, имеют научные степени и преподают в вузах) уже помогли первым ученикам и выпускникам добиться огромных успехов. Так, Дмитрий Ситников (школа № 52) поступил в Национальный исследовательский университет исследовательских технологий, оптики и механики в Санкт-Петербурге, Саша Горемыкин (гимназия № 12) стал студентом факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, многие из ребят успешно учатся в университетах города и области.


Настоящая гордость «Стратегии» – Кирилл Маклаков (гимназия № 64). Победитель Всероссийской олимпиады по праву, а ныне студент МГИМО, он поразил многих именитых московских преподавателей. Скромный одиннадцатиклассник из Липецка в течение целого часа отвечал на каверзные вопросы четверокурсников-мгимошников и ни разу не ошибся. Преподаватели университета часто вспоминают эту историю. «Я мечтаю стать международным юристом», – рассказывает сам Кирилл, – люблю хорошие фильмы, читаю книги, учу испанский и французский языки (английским и немецким он уже неплохо владеет. – Авт.). Никогда не стоит зацикливаться на чем-то одном, нужно развиваться в разных направлениях. Именно этому в центре «Стратегия» и учат».


Инесса Шуйкова со своим воспитанником согласна.


– Углубленные знания в области математики, физики, истории – это, конечно, замечательно, но только одних знаний мало, – говорит она. – С нашими ребятами занимаются не только учителя, но и психологи. Во время ролевых игр, круглых столов, специальных тематических смен в летних лагерях мы пытаемся донести до наших воспитанников очень важную мысль. Олимпиады, детские успехи и победы – это не конечная цель, а лишь маленькая, но важная ступенька к успеху. Это и есть «поддержка одаренных детей». Мы не только даем им знания, но и учим ответственно обращаться с этими знаниями, готовим к тому, что в будущем они станут заниматься серьезной и важной работой не только для себя, но и для общества. Фактически главные результаты нашей работы будут видны лет через 10-15, когда ребята получат образование и реализуют себя в жизни. Именно тогда их научная и общественная деятельность сможет определять будущее нашей страны.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 19 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Такие «свидетели» нам не нужны

Кирилл Васильев // Общество

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх