lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
31 октября 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Китайский прорыв в региональные ОЭЗ

В Липецке высадится десант бизнесменов из Поднебесной
31.10.2011 "ЛГ:итоги недели". Игорь Плахин
// Экономика
Фото из архива журнала «ЛГ: итоги недели»
Фото из архива журнала «ЛГ: итоги недели»

В первой декаде октября в Пекине прошёл российско-китайский экономический форум, на котором была представлена и Липецкая область. А 2 ноября в Липецке состоится X международная инвестиционная конференция «Липецкая область: развитие через инвестиции», на которую приедет делегация китайских бизнесменов. О результатах поездки в Китай и перспективах дальнейшего развития особых экономических зон регионального уровня «Итоги недели» попросили рассказать генерального директора ОАО «ОЭЗ РУ» Александра Наролина.


– Александр Михайлович, Китай славится своим ширпотребом, а Липецкие особые экономические зоны ориентированы на производство совершенно иного профиля. Да и расстояние до этой страны… как до Китая. Чем был вызван ваш интерес к Поднебесной?


– Во-первых, одним из резидентов Чаплыгинской ОЭЗ уже является компания со стопроцентными китайскими инвестициями – ЗАО «Новый век Агротехнологий», которая строит там завод по производству систем капельного орошения. Кстати, он возводится очень быстро. Контакт с компанией мы установили только в нынешнем году, и уже в середине декабря должен состояться пуск первой очереди завода, в строительство которого инвестируется сейчас по миллиону долларов в месяц. Для зимнего периода это очень хороший показатель. И мы всячески поддерживаем инвестора, помогая ему в реализации планов: подводим коммуникации и много чего другого делаем. Сами знаете, какая засуха была у нас два года подряд. Так что производство систем орошения для нас крайне актуально. Это важнейший элемент сохранения устойчивости производства продовольствия. Без искусственного орошения под угрозой продовольственная безопасность страны.



– Но и удовольствие это не из дешевых…


– Учитывая, что сегодня правительство России уделяет большое внимание развитию сельского хозяйства, созданию продовольственной безопасности, развитию овощеводства, системы орошения будут крайне востребованы, так как они подпадают под программы дотаций и поддержки сельхозпроизводства.


Что касается качества систем орошения, которые там будут производиться, то они являются аналогом израильских, которые в настоящее время считаются лучшими в мире.



– Технологии, может быть, и современные, но доверие к китайским товарам в России…


– Китай сегодня совершенно иной, нежели нам представляется. Впервые я столкнулся с китайскими товарами в начале перестройки, когда меня направили в США учиться работать в рыночных условиях. Уже тогда китайская продукция доминировала на прилавках Нью-Йорка: прекрасная обувь, одежда, электротовары… А ведь американский потребитель – один из самых взыскательных в мире. Там можно вернуть товар продавцу, практически не объясняя причины, сказав, например, что он просто не понравился. Поэтому рекомендую вам избавляться от предвзятого отношения к китайскому производителю.



– Итак, во-первых, липецкая делегация направилась в Китай, потому что у нас уже налажены партнёрские отношения с китайскими бизнесменами…


– Делегация – слишком громко сказано, наш регион представлял только я. Что же касается «во-вторых», мы получили информацию о том, что в предстоящем форуме в Пекине примет участие премьер-министр России Владимир Путин. Учитывая, что это его первая зарубежная поездка, после того как на съезде «Единой России» было заявлено о выдвижении его на президентские выборы, мы предположили, что там откроется серьёзный инвестиционный потенциал, который можно будет привлечь для дальнейшего развития особых экономических зон регионального уровня. Обратились к руководству компании, строящей завод в Чаплыгине, в российское торговое представительство в Китае, которые и помогли нам принять участие в форуме.



– Сложно было получить такое приглашение?


– Непросто. Перед шестым российско-китайским экономическим форумом в Пекине прошёл съезд производителей машинно-технической продукции, где собралась элита крупнейших китайских и российских промышленников. С нашей стороны, например, были представители руководства «Норильского никеля», РЖД и других компаний. Так что сами можете судить об уровне представительства. И ещё один важный момент: первоначально предполагалось, что в Пекине будет подписано 17 совместных соглашений. Но из-за визита Владимира Путина отбор предложений к китайской стороне был ужесточён. И в результате между российскими и китайскими представительствами было заключено только десять соглашений, участником одного из которых стали наши экономические зоны регионального уровня.



– В чём суть соглашения?


– Мы договорились о строительстве второй и третьей очереди Чаплыгинского завода по производству систем капельного орошения с увеличением объёма инвестиций. Первую очередь, как уже было сказано, мы введём уже в конце этого года, а потом расширим производство. Причём объём инвестиций на 2012-2013 годы в пять раз больше того, что будет вложено до конца этого года, то есть 15 миллионов долларов. Для нас уже одно это очень значимо. Кстати, вице-премьер России Александр Жуков после подписания соглашения поблагодарил нас за то, что мы подписали его по проекту, который уже реализуется. Мы же помимо этого заключили с председателем совета директоров ЗАО «Новый век Агротехнологий» господином Сунь Тяньшу меморандум о создании кластера китайских производителей продукции, что позволит разместись в ОЗЭ РУ около тридцати компаний, заявивших о желании стать резидентами наших экономических зон.



– Господин Сунь Тяньшу, о котором вы сказали, похоже, очень серьёзный бизнесмен?


– Да, он уже более пятнадцати лет на рынке России, является крупнейшим поставщиком китайского чая в нашу страну. У него свои плантации, своя фабрика по производству чая. И это только одно из направлений его бизнес-деятельности. Он – крупный логист поставок китайских товаров в Россию, владеет компанией по таможенному обслуживанию, которая пользуется популярностью не только у китайцев, но и у бизнесменов из других стран. В общем, это многоплановый бизнесмен, обладающий обширнейшими связями.



– И, судя по числу деловых людей, пожелавших стать резидентами особых экономических зон, вы, будучи в Пекине, не преминули воспользовались этими связями?


– В рамках съезда мне удалось пообщаться с представителями многих ведущих китайских компаний, занимающихся общим машиностроением, энергетикой, производством бытовых товаров, а также с представителями крупных азиатских автомобильных концернов. На съезде ОЭЗ РУ себя серьёзно обозначили. В самом Китае этот форум очень широко освещался, и, извините за нескромность, я видел себя чуть ли не в каждом сюжете.



– Означает ли ваша встреча с крупнейшими автомобилестроителями Китая, что в нашем регионе может появиться автозавод? Кстати, в одном из интервью липецким СМИ вице-губернатор Александр Коробейников сказал, что это было бы значимо и перспективно для развития нашей области.


– На самом деле мы не ставим себе задачу непременно заполучить в особые экономические зоны автопром. Для нас более интересно создание кластерных комплексов, взаимосвязанных и влияющих на динамику развития экономики области в целом. Приведу пример. Мы сегодня делаем упор на развитие сахарной промышленности. Это тоже не самоцель. Но сахар сегодня – это биржевой товар, то есть товар, вошедший в элиту рыночных отношений. И в продовольственной группе, и в бизнесгруппе он понятен и интересен, поэтому любой бизнесмен, связанный с ним, может прогнозировать свой бизнес. Производство сахара сравнимо с металлургией – все говорят, что там сложное производство, взлёты и падения, но металл – биржевой товар, гарантирующий его производителю как минимум финансовую стабильность.



– Интересное сравнение. Получается, что строительство в Тербунской и Данковской зонах крупнейших в Европе сахарных заводов сопоставимо для нас с появлением производства, равнозначного Новолипецкому комбинату?


– Можно сказать и так. Но это опять же не главное. Сегодня в Чаплыгинской зоне развиваются новые агоропромышленные технологии. В частности компания «РОПА» построила первую очередь предприятия по производству свеклоуборочных комбайнов и уже возводит вторую. Приход в регион этой компании позволил нам поднять производительность полей, на которых выращивают свеклу. Следом у нас появился «ХОРШ» – а это весь ряд современной землеобрабатывающей техники, благодаря которой мы опять же получили возможность повысить урожайность. Начав выращивать много сахарной свеклы, мы столкнулись с проблемой её переработки. Поэтому сейчас реконструируются Добринский и Елецкий сахарные заводы. Но даже после их реконструкции имеющихся в регионе мощностей всё равно не хватит для переработки в сахар всей свеклы, которую мы у себя можем вырастить. Поэтому родились проекты строительства сахарных комбинатов: одного на юге, другого на севере области. По сути, мы создаём территориально сбалансированный сахароперерабатывающий комплекс. Но и на этом мы не остановимся. Производство сахара потянет за собой строительство предприятий по его глубокой переработке, рафинированию. Возможно, параллельно организуется производство по переработке отходов сахарного производства, а это великолепный комбикорм. Появится фасовочное производство. Кстати, наш китайский партнёр параллельно со строительством второй очереди Чаплыгинского завода заложит фундамент предприятия по изготовлению тары для всего ряда агропродукции, начиная с овощной и заканчивая сахарной.



– Значит, и автопром вы рассматриваете не просто как отдельного налогоплательщика, а как «инициатора» появления в регионе новых предприятий, обслуживающих завод?


– Не только появление новых, но и расширение уже имеющихся. Приведу ещё один пример. 16 ноября в Чаплыгинской зоне состоится пуск первой очереди австрийского завода по изготовлению современнейшего запорного оборудования «Хавле Индустриверке». Это тоже актуальное для нашего региона производство, так как вопрос качества воды – это вопрос качества жизни людей. Поэтому сейчас планируется глобальная реконструкция всего сетевого хозяйства области. И в рамках реализации этой областной программы продукция завода «Хавле Индустриверке» будет, несомненно, востребованной. Кстати, у них целый ряд водозапорной арматуры – бесколодезного заполнения. Задвижку поставил — и на 50 лет про неё забыл, не нужны колодцы, не нужно следить за их состоянием, что для нас всегда было очень болезненным. Так вот, возвращаясь к самому производству, хочу сказать, что у них есть практически всё: и металлообработка, и покраска, и даже будет построен учебный центр. Но, как ни странно, в этом цикле нет начального звена – литейного цеха по производству самих корпусов. Литьё будет завозиться из Австрии.



– Действительно странно. Всегда считалось, что иностранцы отдают всю грязь нам, а продукцию последнего передела изготовляют у себя. А тут получается наоборот. С чем это связано?


– С оптимизацией по объёму. Дело в том, что завод запорной арматуры может потребить пока только 40 процентов продукции литейного цеха. Использовать только часть его мощности экономически невыгодно. А если запустить цех на полную мощность, то сложно будет найти рынок сбыта для остальной продукции. У нас уже есть договорённость, что производство точного литья у нас будет запущено в 2015-2016 годах. Но если бы достойный автозавод пришёл сейчас, то и сроки строительства литейного производства резко сократились бы, что может привести к снижению себестоимости запорной арматуры. И, конечно же, автозавод подтянул бы производство комплектующих. Это не только шинный и стекольный заводы, но и целый ряд других машиностроительных производств. Автопроизводители считают, что производство автокомплектующих должно быть не дальше чем в стокилометровой зоне, а это по радиусу – практически вся территория Липецкой области. В общем, мы планируем у себя строительство не каких-либо отдельных производств, будь то крупнейший в Европе сахарный завод, который начал строиться, или автозавод. Нет, мы планируем комплексное развитие всей территории и всей экономики Липецкой области.


– И как в эти планы вписываются потенциальные китайские инвесторы?


– Начнём с того, что строительство завода по производству систем капельного орошения тоже не случайно. Одним из резидентов ОЭЗ РУ стал хладокомбинат «Западный» – крупнейший в России производитель замороженных овощей, контролирующий 90 процентов рынка. Со следующего года начнётся строительство в Тербунской зоне завода по переработке овощей. Кроме того, этот инвестор планирует выращивание в нашем регионе овощей именно по схеме капельного орошения. В результате у нас получится своего рода взаимозависимая кластерная система.


Мы ведём переговоры с крупнейшим в Азии и уже № 2 в мире автопроизводителем. Причём производит он не только автомобили, но и полный ряд сельхозтехники, а также бытовую технику. Такой партнёр, естественно, способен дать мощный толчок развитию машиностроения в регионе да и всей экономики в целом, о чём мы уже говорили. И не удивляйтесь, если мы вскоре вернёмся к тем позициям, которые Липецкая область занимала в машиностроении в советское время, когда у нас работали тракторный завод, станкозавод, Чаплыгинский завод агрегатов, Елецкий промышленный комплекс и так далее.


Более того, вместе с китайцами мы будем создавать инновационную площадку продаж, где на смену традиционному рынку придут современные электронные технологии. Это будет громадный комплекс, в котором производители разместят свои выставочные площадки с образцами продукции. А учитывая, как сегодня идёт борьба за рынок, с большой долей вероятности можно предположить, что участники электронных торгов захотят построить и свои собственные выставочные павильоны. Для них это будет и реклама, и контакт с покупателями с целью выработать механизм рыночного участия. А для нас – центр познания новых технологий и инноваций. Реализация этого проекта может превратить Липецкую область в мощную логистическую площадку, которая, в свою очередь, простимулирует развитие очень серьезных проектов. Например, проект перевозки грузов всеми видами сообщений: по воздуху, по железной дороге, в том числе и по воде – река-море.



– Где вы планируете разместить такой комплекс?


– Конечно, в Ельце. Во-первых, там уже есть две особые экономические зоны, одна из которых – туристическая. Там мы сможем достойно встретить всех приезжающих, разместить их в гостиницах, хорошо покормить, обеспечить им культурную программу. Создание торгового центра в Ельце существенно подтянет туристический поток именно в рамках делового туризма.



– Говоря о перспективах развития ОЭЗ РУ, вы ни разу не сказали, сколько денег это принесёт в экономику области.


– На данном этапе сложно давать такие прогнозы. Да это и не главное. Проект развития особых экономических зон – это, прежде всего, проект развития территорий. Приход иностранных инвесторов всегда меняет к лучшему социально-бытовые условия региона, стимулирует благоустройство. Например, на днях у нас была делегация одного из известных автоконцернов. И после встречи с губернатором они проехали по Липецку, посмотрели на город, на школы, детсады. Это говорит о многом. Они оценили всё, вплоть до того, где и как будут жить. Они хотят жить в комфортных условиях, в доброжелательной обстановке. И это стимулирует нас заниматься благоустройством, создавать такие условия для наших граждан, чтобы они были спокойными. Поэтому я всегда говорю, что не производство, каким бы сверхприбыльным оно ни было, определяет нашу жизнь, а именно тот комплекс социально-производственных отношений, где всё взаимосвязано. И в этом плане проект наших особых экономических зон я считаю попаданием в десятку, что, кстати, подтвердил и китайский форум. В Пекине я увидел, что страна идёт гигантскими темпами развития. Там на физическом уровне ощущается дух созидания. Наш проект — это тоже проект развития. Мне удалось посмотреть одну из первых китайских особых экономических зон. Там практически на пустом месте был построен город, по величине приближающийся к таким мегаполисам, как Шанхай и Пекин. А произошло это потому, что развитие производства невозможно без развития социальной сферы. Значит, параллельно строились школы, больницы, кафе, рестораны и т.д. Наш проект предполагает то же самое. И там я ещё раз убедился, что мы сегодня по логике развития территорий соответствуем мировым стандартам. Но самое приятное — это осознание того, что мы, находясь пока только в самом начале пути, уже сейчас соответствуем всем тенденциям развития мирового бизнеса. Это очень вдохновляет.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 19 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Придумай, сделай, прикати!

 Анна СОЛНЦЕВА
// Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Арт-терапия в красках

 Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ
// Общество

Зарядились «Энергией лета»

Ирина ОВЧИННИКОВА
// Спорт
Даты
Популярные темы 

Такие «свидетели» нам не нужны

Кирилл Васильев // Общество

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх