lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
19 октября 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Без грифа «секретно»

О многих проектах покорителей Вселенной стало известно только сегодня
19.10.2011 "Липецкая газета". Александр Артемьев
// Общество
Лунная ракета-носитель «Н-1».
Лунная ракета-носитель «Н-1».Проект лунного космического корабля ОКБ-52 В. Челомея.Ракета-носитель «Энергия» с прототипом военной орбитальной станции «Полюс».

У отечественной космической науки и техники много бесспорных достижений. Однако в этой истории есть и малоизвестные, но не менее значимые страницы, о которых в прошлом, по идеологическим соображениям, умалчивалось. В угоду политике, проводимой руководством бывшего Советского Союза, в которой космонавтика часто была козырной картой в соперничестве с Западом, и прежде всего с США, многое из того, что делалось в области пилотируемых космических полетов, оставалось под грифом «Совершенно секретно».


Официальная информация, которую могли получить наши рядовые граждане, носила однобокий характер. В открытых источниках того времени можно было почерпнуть только то, что относилось к разряду наших побед и свершений. А о том, что у нас не удалось, что по тем или иным причинам осталось нереализованным, мы смогли узнать только спустя многие десятилетия. Конечно, правда о наших неудачах в космосе, о несостоявшихся космических полетах добавляет горечи к общему чувству утраты, которую мы все пережили, потеряв некогда мощный, по-настоящему великий Советский Союз. Однако даже те космические программы, которые не были у нас реализованы, которые были закрыты (чаще всего на основании политических, но не тщательно взвешенных научных или экономических решений тогдашнего руководства нашей страны), и сегодня захватывают дух и поражают смелостью и гениальностью технической мысли наших ученых и конструкторов, вызывают гордость и уважение к действительно самоотверженному трудовому подвигу тысяч и тысяч людей, работавших в космической отрасли.


Лунная гонка


О том, что Америка главной задачей на целое десятилетие в области пилотируемых полетов поставила высадку людей на Луну, весь мир узнал из знаменитой речи американского президента Джона Кеннеди, с которой он выступил перед нацией 25 мая 1961 года. Это было тяжелое для американцев время, когда по престижу США был нанесен мощнейший удар со стороны Советского Союза. Только что впервые в мире и раньше, чем это смогли осуществить американцы, в космос стартовал космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту. Конечно, богатая Америка с передовыми наукой и техникой не могла не принять брошенный вызов.


Ответом на триумфальные достижения Советского Союза в области пилотируемой космонавтики должна была стать программа полетов людей на Луну «Аполлон». Именно на ней американцы сосредоточили свои усилия, бросив всю свою индустриальную, научную, материальную, финансовую и людскую мощь. И, как известно, в июле 1969 года два американских астронавта Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин совершили первую прогулку по поверхности Луны, установив звездно-полосатый американский флаг в Море Спокойствия.


А что делалось у нас? Или мы отказались в то время от участия в гонке за лунное первенство? Долгое время в нашей стране в официальных источниках никакой информации на сей счет не было. Граждане СССР знали только о том, что «наша главная цель — это околоземный космос» и что «долговременные орбитальные станции — это магистральный путь отечественной пилотируемой космонавтики». Только в начале 90-х годов появились первые публикации о том, что Луна нас манила не меньше, чем американцев, что в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия мы немало сделали для того, чтобы побывать на нашей небесной соседке, чтобы оставить на Луне отпечатки наших ног.


Мы шли буквально по пятам американцев. И это была настоящая лунная гонка. В Советском Союзе активно велись работы и над пилотируемыми лунными программами, и над автоматическими космическими станциями-роботами, которые должны были доставить на Землю лунный грунт и высадить на поверхность нашего космического соседа передвижные лаборатории «Луноходы». Все это делалось секретно, но американцы имели достаточно полную информацию и о технических деталях наших лунных проектов, и о сроках их реализации. Колоссальные сооружения монтажно-испытательных корпусов космодрома «Байконур», устанавливаемые на старте гигантские ракеты-носители нельзя было скрыть от «глаз» космических фоторазведчиков США.


И американцам было из-за чего волноваться. Так, в июне и июле 1969 года, буквально накануне запуска «Аполлона-11» с первой лунной экспедицией американских астронавтов, в СССР были предприняты две попытки осуществить доставку на Землю лунного грунта. Однако в первом случае во время запуска автоматической лунной станции взорвалась ракета, а вторая станция «Луна-15» слишком жестко села на поверхность естественного спутника Земли и разбилась, не выполнив своей задачи. Если бы этот полет оказался удачным, то лунный грунт был бы доставлен нашей автоматической станцией на Землю еще за трое суток до возвращения с Луны американских астронавтов.


Тем не менее вопрос отправки людей на Луну в СССР долго дискутировался в различных инстанциях, и мы со значительным отставанием от американцев начали всерьез заниматься лунным проектом. Только в 1964 году, на три года позже американцев, у нас было принято на самом высоком уровне решение о начале лунной программы, хотя предварительные разработки велись и до этого. Всего таких проектов в различных вариантах было четыре. Из них один — облет космонавтами Луны с возвращением на Землю — условно можно считать осуществленным. Условно — потому что вместо космонавта в кресле космического корабля «Зонд» находился манекен.


Проект «Союз-Л1» — «Зонд» предусматривал запуск с помощью ракеты-носителя «Протон» на сильно вытянутую орбиту с максимальным удалением от Земли в 360-400 тысяч километров (то есть за пределы лунной орбиты) космического корабля, внешне очень похожего на хорошо известный многоцелевой «Союз», только без третьего, орбитального отсека. Двое космонавтов должны были в течение семи суток, находясь в тесном отсеке спускаемого аппарата, совершить облет Луны на удалении от ее поверхности в несколько десятков километров и затем вернуться на Землю. В ходе облета предполагалось выполнить фотосъемки лунной поверхности с целью выбора в дальнейшем места посадки советских космонавтов. Всего планировалось осуществить три пилотируемых пуска «Союз-Л1» к Луне, и сделать это готовились три экипажа: Алексей Леонов и Олег Макаров, Валерий Быковский и Николай Рукавишников, Павел Попович и Виталий Севастьянов.


К сожалению, установленные сроки реализации этого проекта по разным причинам не выдерживались. Однако, несмотря на наше заметное отставание от американцев, несмотря на ряд неудач при беспилотных пусках, когда взрывались ракеты, разбивался о Землю возвращаемый аппарат корабля из-за отказа тормозного парашюта или производился аварийный подрыв спускаемого аппарата из-за нерасчетного режима его посадки, наши космонавты, готовившиеся к облету Луны, что называется, «рвались в бой», писали письма в ЦК партии и правительство, что готовы выполнить эту важную миссию, рискуя жизнью.


Старт лунного пилотируемого корабля предварительно был намечен на конец 1968 года. И все же из-за отсутствия полной уверенности в успехе он был сначала отложен, а потом совсем отменен. 20 декабря к Луне стартовал американский корабль «Аполлон-8», который через три с половиной дня вышел на круговую лунную орбиту, и трое американцев, Борман, Ловвел и Андерс, стали первыми землянами, увидавшими лунную поверхность с расстояния всего нескольких десятков километров. Мы отстали от американцев. И хотя в дальнейшем состоялось еще несколько беспилотных пусков советских кораблей «Зонд», подтвердивших возможность успешного выполнения программы, наши космонавты так к Луне и не полетели, в том числе из-за того, что политический эффект от такой миссии был уже потерян.


Проект высадки человека на Луну разрабатывался в двух отечественных конструкторских бюро: в ОКБ-52 под руководством академика В.Н. Челомея (сегодня это Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева) и в конструкторском бюро С.П. Королева — ОКБ-1 (сегодня это знаменитая фирма «Энергия»). Окончательный выбор пал на вариант, предложенный ОКБ-1.


В соответствии с этим проектом лунный космический корабль с двумя космонавтами на борту должен был прибыть на орбиту вокруг Луны, после чего один космонавт через открытый космос в специальном скафандре переходил в лунный посадочный модуль и совершал посадку на Луну. (Кстати, наш город имеет самое прямое отношение к этой части лунной программы. Именно здесь, в Липецком авиационном центре, в конце 60-х — начале 70-х годов проходила интенсивная подготовка пилотов лунных модулей на специально сконструированных вертолетных тренажерах. В липецком небе Алексей Леонов, Виктор Горбатко, Пётр Куклин и многие другие наши космонавты отрабатывали технику пилотирования лунных модулей, имитировали мягкую посадку на лунную поверхность. — Прим. авт.). Затем следовал выход космонавта на лунную поверхность, сбор образцов лунного грунта, научные исследования, конечно же, установка на Луне советского флага. После завершения короткого (всего несколько часов) пребывания на Луне взлетный отсек лунного модуля с космонавтом на борту должен был стартовать на орбиту и стыковаться с ожидавшим его пилотируемым кораблем. Далее следовало возвращение на Землю.


Перед советскими конструкторами ставилась задача осуществить первую высадку космонавта на поверхность Луны раньше американцев — в 1967-68 годах. Однако сделать это не удалось: слишком много возникло проблем технических, организационных, материальных, слишком много было отказов техники в ходе испытаний. Так, всего через минуту после первого запуска в феврале 1969 года ракета «Н-1» взорвалась и пылающим факелом упала недалеко от стартовой позиции. Следующие три испытательных старта этой же ракеты закончились новыми авариями, причем в июле 1969 года ракета «Н-1» взорвалась прямо на старте, уничтожив полностью пусковой комплекс и сильно повредив соседний.


После успешных полетов американских астронавтов на Луну была потеряна политическая значимость нашей лунной программы, а значит, и интерес к ней руководства страны. В 1974 году она была закрыта, а вся техника, в том числе готовые ракеты-носители, космические корабли — уничтожена! Тем не менее мы могли, хотя и чуть позже, чем американцы, высадить космонавтов на Луну. Причем в последнем варианте, над которым работали наши ученые и конструкторы и который мог быть реализован на рубеже 70-х — 80-х годов прошлого века, это был бы большой лунный модуль, рассчитанный на трех человек и на недельное пребывание на лунной поверхности. А в дальнейшем на Луне могла бы быть создана долговременная научная станция, построенная из нескольких обитаемых отсеков с луноходами, буровыми станциями и многим другим не менее интересным.


Несмотря на все сложности и неопределенности, которые сопутствовали реализации советских лунных проектов, несмотря на неудачи и катастрофы, наши ученые и конструкторы показали высокий класс при создании космической техники. Интересно отметить тот факт, что ракетные двигатели «НК-33», созданные для ракеты «Н-1» ещё в 60-х годах, оказались и сегодня одними из лучших в мире. Это подтвердили американцы, проявив к ним большой интерес. Они закупили не так давно у нас несколько двигателей, сохранившихся в хорошем состоянии. Предполагается их использование на американских ракетах-носителях. Оставшиеся от лунной программы двигатели «НК-33» будут также использованы для новой модификации ракеты-носителя «Союз-1». Принято решение о возобновлении производства этих мощных маршевых двигателей с применением современных технологий, которые позволят улучшить их характеристики и увеличить надёжность.


"Энергия" - "Буран"


В мае 1987 года с космодрома «Байконур» впервые стартовала транспортная космическая система «Энергия». Испытанием самой мощной своей ракеты СССР заявил о переходе к практической реализации проекта многоразового транспортного космического корабля «Буран».


Начало этой программы было положено специальным решением правительства Советского Союза в 1976 году. Но еще задолго до этого, с 1965 года, в нашей стране в опытно-конструкторском бюро А.И. Микояна (знаменитый «МИГ») велись работы по созданию воздушно-космической системы «Спираль», в состав которой должны были войти пилотируемые, многократно используемые гиперзвуковой самолет-разгонщик и вторая крылатая космическая ступень, способные после завершения полета возвращаться на Землю и производить посадку как обыкновенные реактивные самолеты. Специально под эту программу была отобрана группа летчиков-космонавтов, среди которых был и Герман Титов. Были построены летные модели перспективной орбитальной ступени, уже велась подготовка к первым испытательным запускам в космос. Но вдруг, как это случалось и с некоторыми другими нашими космическими проектами, на этапе начала практической реализации «Спирали» появилось «высокое» решение о прекращении работ. Однако накопленный во время разработки «Спирали» опыт очень пригодился в дальнейшем при создании «Энергии» и «Бурана».


«Энергия» воплотила в себе самые передовые на то время достижения в науке и технике, химии и металлургии, машиностроении и электронике. Комплекс строился как универсальное средство для доставки на орбиту вокруг Земли полезной нагрузки массой более 100 тонн. Это должен был стать многоразовый космический корабль «Буран» — наш ответ на уже принятый в эксплуатацию американский «Спейс Шаттл». Но если «Шаттл» мог летать только вместе с ракетой, наша «Энергия» кроме «Бурана» была способна выводить на орбиту любые аппараты: крупногабаритные орбитальные станции, межпланетные зонды. Кроме этого отличия от «Шаттла», «Энергия» имела возможность более существенной модернизации ее элементов с их многоразовым применением в последующих запусках, что должно было уменьшить стоимость космических стартов. Причем в перспективе могли бы возвращаться на Землю не только блоки первой ступени, но и вторая ступень. А в дальнейшем на базе двухступенчатой «Энергии» могла бы появиться еще более мощная трехступенчатая ракета, способная выводить на орбиту вокруг Земли весовые нагрузки в 200 и более тонн.


В конструкции «Энергии» использовались разработки наших ученых и специалистов, не имеющие аналогов в мире. Скажем, двигатель блоков первой ступени ракеты-носителя РД-170 имел тягу в 800 тонн. Даже знаменитый F-1 ракеты «Сатурн-5С», позволившей американцам выиграть «лунную гонку», был на 100 тонн тяги слабее. Впервые в отечественной ракетной технике на второй ступени «Энергии» использовались высокоэнергетические компоненты топлива — водород и кислород. Кстати, мощный маршевый кислородно-водородный двигатель РД-0120 проектировался и строился у наших соседей, в Воронеже. Помимо высокой энергетики применение таких компонентов значительно снижало загрязнение окружающей среды в районе космодрома и в атмосфере по трассе полета ракеты, ведь продукт сгорания водорода и кислорода — это просто водяной пар...


«Энергия» имела внушительные габариты и вес: высота — около 60 метров, максимальный поперечный размер в сборе с блоками первой ступени — 16 метров, вес в заправленном состоянии — 2400 тонн! Специально под этот проект были реконструированы имевшиеся и вновь построены гигантские монтажно-испытательный корпус, железнодорожные транспортеры, два пусковых комплекса. Водород и кислород для заправки ракеты вырабатывали целые заводы, выросшие в голой казахстанской степи.


Вот такая «машина» с сопутствующими ей системами, оборудованием и инфраструктурой была создана за 10 лет работы над проектом «Энергия» — «Буран». Только вот беда: «Энергия» совершила всего два испытательных полета, а «Буран» только однажды поднялся в космос... В начале 90-х годов работа над проектом была прекращена, все объекты заморожены, кое-что уничтожено, сдано в металлолом. И не только потому, что для продолжения работ не было денег, а СССР канул в Лету. Оказалось, что «Энергии» с «Бураном» нечего было «возить» на орбиту и возвращать на Землю. Реальных задач для этой мощной ракетной системы не было. А то, что планировалось, либо стоило слишком дорого и имело явные признаки авантюризма, либо было продиктовано втягиванием нашей страны в военную гонку за первенство в околоземном космическом пространстве. Так, специально под «Энергию» велось проектирование огромной военной орбитальной станции (Проект «Полюс»-«Скиф»), боевого противоракетного космического комплекса на базе «Бурана», были планы создания на Луне постоянной обитаемой базы...


* * *


Сегодня много уже сказано об этом «проекте века», много слов прозвучало и восхваляющих это достижение нашей космонавтики, и, наоборот, резко критикующих руководство нашей страны, принимавшее в 70-е годы амбициозное решение о начале работ по программе «Энергия» — «Буран». Ясно одно: наш народ, наши конструкторы и ученые, инженеры и рабочие, космонавты, летчики и испытатели способны решать такие грандиозные задачи, как создание уникальных ракетно-космических систем, не имеющих аналогов в мире. Наша беда в другом: слишком часто при определении пути развития той или иной области деятельности, науки и техники, и особенно в космонавтике, в ход шли аргументы политические, чем практические, превалировали амбиции и желание отличиться. «Любой ценой и в кратчайшие сроки!», «Догоним и перегоним!», «Будем летать дальше и выше!» — вот лозунги тех, от росчерка пера которых зависело начало и конец таких грандиозных и сверхдорогостоящих, но нереализованных космических проектов, как, например, высадка советских космонавтов на Луну или «Энергия» — «Буран». Причем подобные решения принимались в строжайшей тайне от народа, работы велись скрытно. И это при том, что западная пресса давным-давно обсуждала детали наших секретных проектов...


Только наша общественность оставалась в неведении. В том числе и о наших затратах (материальных и финансовых) на амбициозные космические проекты. Ну а потом мы бросились в другую крайность, и в заявлениях многих наших политиков зазвучали требования сокращения расходов на космонавтику. Правда, при этом так и осталось неясным, а сколько денег и сил действительно тратилось на нашу космонавтику в то время и на какие цели конкретно они расходовались? А может быть, надо было не сокращать эти расходы, а просто перераспределять их на проекты, полезные для страны и всего человечества? Да при этом еще и проконтролировать эффективность этих затрат! Тогда мы сегодня, может быть, не так сильно сокрушались бы о потерянном, растраченном и нереализованном, как, например, о гордом крылатом космическом корабле по имени «Буран», появившемся на свет в несчастливое для него время и оставшемся навсегда на приколе в космической гавани...

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 18 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Придумай, сделай, прикати!

 Анна СОЛНЦЕВА
// Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Арт-терапия в красках

 Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ
// Общество

Зарядились «Энергией лета»

Ирина ОВЧИННИКОВА
// Спорт
Даты
Популярные темы 



  Вверх