lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
9 сентября 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Церковный историк и журналист Леонид Морев: «Для меня нет фактов второстепенных»

09.09.2011 "Липецкая газета". Виктор Александров
// Общество

Наш сегодняшний собеседник — технический редактор газеты «Задонская правда» Леонид Морев. Леонид Алексеевич не только журналист, он еще и писатель, и церковный историк, автор исследований и книг о духовном становлении липецкого края.


— В освещении истории Церкви были периоды мрачные, когда каждую ее страницу пытались измазать черной краской. Сегодня, по-моему, наоборот, летописцы грешат иной раз лакировкой. А как поступаете вы, когда обнаруживаете в хронологической, как сказал поэт, пыли события, не вполне, скажем так, отвечающие каноническим представлениям?


— Ну, о каноне не мне рассуждать, мое дело найти в сохранившихся документах факт, сопоставить его с реалиями эпохи и предложить читателю свои выводы. При этом я стараюсь двигаться среди этих фактов осторожно, как среди хрупкой стеклянной посуды.


Вот пример. Архивы сохранили подробные сведения о конфликте, разгоревшемся летом 1752 года между монахами Богородицкого монастыря и крестьянами. Спор вышел из-за сенокосных угодий. В пятом, 1905 года, выпуске «Воронежской старины» можно познакомиться с «Доношением» по этому поводу архимандрита Варсанофия. Сохраняю не только стилистику, но и орфографию документа: «самовольные крестьяне над нижеписанными настоятельми наперед чинили непорядки, а имянно: архимандрита Питирима, вытоща из настоятельской ево кельи за волосы за монастырь били ево немилостиво, а игумена Ефимия намерены были убить до смерти, который из их злодейских рук едва мог высвободится, при чем имеющуюся на нем игумене в то время ряску всю в клочья изодрали». Вот какие страсти разгорелись на покосе. О случившемся игумен Евфимий доложил по инстанции и «чрез присланного из дому архиерейского казначея» «злому вымыслу… зачинатели» «были плетьми нещадно наказаны».


— Ортодокс, наверное, тут же вас спросит: а как же христианское смирение крестьян?


— А оно тут было не причем. У конфликта имелась пружина — засушливое лето. Надо было думать, чем кормить зимой скот, причем не только монастырский, но и слободской.


Частная история? Отнюдь. Нелады монахов с вверенными их управлению крепостными имели место не только в Задонске. Свидетельство тому — определение Святейшего Синода Российского от 1753 года, в котором отмечается, что крестьяне монастырские «по воспринятому свою бесстрашию, своевольству же и дерзновению, в некоторых местах оных архиереям и монастырским властям и подчиненным им во всем явно чинятся весьма непослушно и противны, и по нарядам от домов архиерейских и монастырей своих… надлежащих работ и других изделий исправлять не хотят, и отрицаются, и, таким образом, по немалой части сами себя разоряют и не в состояние приводя».


К слову о смирении. Как видно из «Доношения», архимандриту возможность крестьянского бунта представляется достаточно реальной. В смирении своих крестьян он явно не уверен. Да и о каком смирении можно вести речь, когда, по сообщению отца Геронтия, тешевцы не только не признали своей вины, но и возбудили дело в суде против своих хозяев. И 24 июля 1752 года дело оказалось в земском суде с формулировкой «об отнятии архим. Варсанофием земли сенных покосов у крестьян». Так что суды работали и тогда.


— Значит, вы доверяете обнаруженные факты вашему читателю безоговорочно? Или все-таки проявляете избирательность?


— Зачем? Читатель сам разберется что к чему. Вспомним, какая царила атмосфера в храме во время акта канонизации святителя Тихона. В кульминационный момент, когда открыли свободный доступ к мощам, началась давка. Не разбирали уже ни чинов, ни очередности. Полицейскому начальнику ножны с шашкой оторвали. Кое-как удалось восстановить порядок, и поклонение святыне продолжилось вплоть до конца всенощного бдения, завершившегося в час ночи. Конечно, можно бы было опустить такие подробности (современные публицисты так и сделали бы), но как посмотреть на факты. Разве не говорят они о религиозном восторге и искренней любви к епископу Тихону? Вообще для историка нет фактов второстепенных. Даже незначительная в своей величине циферка может помочь сделать правильные выводы и обобщения.


Взять, к примеру, историю разграбления Богородице-Тихоновского (Тюнин) женского монастыря в тридцатом году ХХ века. Хорошо известно, что в первые годы Советской власти из монастырей и приходских храмов церковные ценности вывозили тоннами. В тридцатые уже брать было нечего. И все-таки брали! Потрясает именно это крохоборство. Отправив игуменью с матушками в елецкую тюрьму, «группа захвата» приступила к хорошо знакомому делу. Не забыли при этом составить опись реквизированного имущества. Получилось аж 612 пунктов: «одеяло ветхое — 1, пшено в ведре — 1, пальто ветхие ситцевые — 2, дерюги хлопковые — 2, примус — 1, валенки подшитые — 1 …». Ну и так далее. За этими «мелкими» цифрами на самом деле — боль и горечь утраты старой России, трагедия нашего народа.


Кстати, в истории этой обители были славные страницы, свидетельствовавшие о патриотизме самих монашествующих, преданности Церкви, престолу и Отечеству. В июне 1877 года шесть инокинь отправились сестрами милосердия на поле военных действий (шла Русско-турецкая война 1877—1878 годов.). Они возвратились в монастырь по окончании кампании. А после войны 1812 года здесь же, в обители, была устроена богадельня для больных и бедных воинов, участников Отечественной войны. И таких примеров, о которых мало кто знает, достаточно в нашей истории.


— Так давайте сделаем их достоянием гласности! Почему бы, начиная со следующего выпуска нашей тематической страницы, не публиковать подборки интересных фактов из церковной истории нашего края?


— Согласен.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -2 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Занавес!

Евгения Ионова
// Культура

Бегущая по волнам

Евгения Ионова
// Культура

Покровские традиции

Евгения Ионова
// Культура

Когда душа хочет праздника…

Наталья Сизова
// Культура

«Союз нерушимый» для маленьких и больших

Наталья Сизова
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика



  Вверх