lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
29 августа 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Экономика 

Я б в водители пошёл…

29.08.2011 "ЛГ:итоги недели". Виктор Страхов
// Экономика
На пьедестале почёта победитель конкурса профессионального мастерства Алексей Бурков. Фото Николая Черкасова
На пьедестале почёта победитель конкурса профессионального мастерства Алексей Бурков. Фото Николая ЧеркасоваВалерий Елфимов, заместитель начальника управления инновационной, промышленной политики и транспорта Липецкой области

Знаете ли вы, что коллектив, сооружавший египетские пирамиды, на 75 процентов был укомплектован рабочими, на 20 процентов – прорабами, десятниками, счетоводами и лишь на 5 процентов представителями высшего звена управленцев, или, как бы сейчас сказали, топ-менеджерами. В принципе это нормальные пропорции. Приблизительно таким же было соотношение руководителей, рабочих и специалистов и много лет, точнее, веков спустя, на сооружении Транссибирской железной дороги, Волго-Донского канала и Байкало-Амурской магистрали.


И таково это соотношение сегодня не только в строительстве, но и в большинстве отраслей промышленности. Казалось бы, именно на него и должна ориентироваться наша система образования и сделать своей приоритетной целью подготовку высококвалифицированных токарей, слесарей, фрезеровщиков, водителей, каменщиков, сварщиков и иже с ними. Однако все последние годы в стране буквально насаждался культ так называемой высшей школы и так называемого высшего образования. В итоге, скажем мягко, очень средний инженер, юрист, экономист, бухгалтер стали явлением массовым, а классный слесарь или водитель штучным. Почему? Что надо сделать, чтобы вернуть престиж рабочим специальностям? Как готовить настоящих мастеров? Такова тема беседы, в которой участвуют заместитель начальника управления инновационной, промышленной политики и транспорта Липецкой области Валерий ЕЛФИМОВ, водитель автотранспортного управления НЛМК, победитель целого ряда конкурсов профессионального мастерства Алексей БУРКОВ и корреспондент журнала «ЛГ: ИТОГИ НЕДЕЛИ».



Корр.: Коль скоро мы говорим о транспорте, давайте всё-таки попробуем разобраться, что такое хороший водитель. И швец, и жнец, и на дуде игрец, то есть одновременно и гонщик, и сварщик, и слесарь или только водитель?


В. ЕЛФИМОВ: Мне кажется, специалисты широкого профиля – это всё-таки архаизм. Современные автомобили предполагают и современный подход к их техническому обслуживанию, требуют высококвалифицированных водителей и соответствующий обслуживающий персонал. Технику, которая эксплуатировалась в 60-70 годы, нельзя даже сравнивать с новыми машинами. Они рассчитаны на годы надёжной работы, грамотную эксплуатацию. И поэтому ремонтник – это одна специальность, а водитель – совсем другая. Думаю, что и коллега согласится со мной.


А. БУРКОВ: Эту разницу, кстати, учитывают и программы развития персонала, действующие на комбинате. Специалистов по-разному готовят. У нас разные программы. У ремонтников – одни, у водителей – совсем другие. Ну а общее то, что они одинаково качественные, учитывающие особенности каждой профессии. Перед конкурсом в Смоленске, например, я получил в распоряжение прекрасную тренировочную базу, несколько автомобилей. Смысл? И руководители управления надеялись на успех. И я рассчитывал хорошо выступить, а поэтому и готовился ко всем неожиданностям. Но сюрпризов, к счастью, не было.



Корр.: А почему именно вы поехали на конкурс?


А. Б.: Потому что победил на корпоративных соревнованиях в управлении. Для меня это было важно. Ведь водитель – профессия, можно сказать, наследственная. И я даже в детстве не представлял, что стану кем-то ещё. А поэтому до армии отучился на курсах ДОСААФ, получил права. И с тех пор за рулём. Тем не менее продолжаю учиться, хотя есть и опыт, и победы в достаточно престижных конкурсах.


В. Е.: Но здесь важно и то, что подготовка персонала – один из приоритетов для руководителей управления. И у неё не только и не столько спортивные цели, сколько профессиональные. Безопасная, безаварийная работа – это главное. Ну а конкурсы – прекрасная возможность повысить класс водителей.



Корр.: И что? Фигурное вождение автомобиля на площадке действительно помогает водителю увереннее чувствовать себя на дороге?


А. Б.: Я бы сказал, и это тоже. И конкурсы, и годы работы за рулём – это всё бесценный опыт, которого сегодня как раз и не хватает очень многим водителям. На дорогах появилось слишком много дилетантов, не готовых к нынешнему очень интенсивному движению. И важно, чтобы их не было хотя бы в профессиональной среде. Что я имею в виду? Опытный водитель способен предугадать и, если хотите, разрулить опасную ситуацию до её реального возникновения. Конечно, от неожиданностей никто не застрахован. Но надо стараться избегать их.



Корр.: Вам часто приходится ездить на большие расстояния?


А. Б.: У меня «МАЗ» с полуприцепом, а эта машина как раз и предназначена для дальних рейсов. Но работать приходится везде. И на комбинате, и на междугородных перевозках. Где легче? Трудно сказать. Везде свои сложности.


В. Е.: Мы говорили об опыте. Да, он приходит с годами. Но здесь многое зависит и от руководителей автохозяйств. Надо сказать, что крупные липецкие предприятия продолжают поддерживать традиции, сформировавшиеся ещё в советское время, и там, в частности в автотранспортных хозяйствах, есть службы эксплуатации, безопасности дорожного движения. И обучение водителей там – процесс непрерывный.


Корр.: Учат учёных?


В. Е.: Да. И это нормально. Водители должны подтверждать свою квалификацию. Вспомним печальный опыт. Ведь и шофёры с большим стажем иногда становятся участниками ДТП. Причина – самоуверенность. Может быть, глаз замыливается. А поэтому и важна система безопасности, система обучения, которая держит водителей в тонусе. И нормальные адекватные люди к такому обучению относятся нормально.



Корр.: Ну а что думает по этому поводу сам водитель?


А. Б.: Забываются даже правила дорожного движения. А потому и повторение пройденного никогда и никому не мешало.


В. Е.: В том числе, и даже особенно, водителям пассажирского транспорта. У них огромная психологическая нагрузка. Взаимоотношения с пассажирами требуют особых качеств, умения сохранять спокойствие и невозмутимость в самых конфликтных ситуациях. В противном случае вероятность ДТП возрастает многократно. Впрочем, здесь многое зависит и от медицинской службы, работники которой и выпускают водителя в рейс. Что я хочу сказать? То, что подготовка хорошего, опытного, знающего, умеющего, дисциплинированного водителя – это процесс многоплановый, и здесь нельзя сводить всё к технике или безопасности, предрейсовым и послерейсовым медосмотрам. Жизнь очень напряжённая. И это тоже надо учитывать. На моей памяти, к сожалению, был случай, когда за рулём умер шофёр. Да, он успел остановить автобус, и люди не пострадали. Но в любом случае, это ЧП, это трагедия, которых надо избегать.



Корр.: В Москве очень много водителей-мигрантов. А в Липецке?


А. Б.: У нас их нет.


Корр.: Низкая зарплата?


А. Б.: А где вы видели слишком большую зарплату?


В. Е.: И тем не менее в Липецке, поверьте, она на достаточно приличном уровне…



Корр.: Где готовят высококвалифицированных водителей? На курсах, по окончании которых люди получают категории С, D, Е или всё-таки на рабочем месте?


В. Е.: Профессионалом водитель становится на курсах. Но этим, как мы уже говорили, подготовка не исчерпывается. Водитель, как, впрочем, и любой другой специалист, учится всю жизнь. Я не однажды слышал признания опытнейших транспортников, утверждавших, что для того, чтобы подготовить хорошего водителя автобуса требуется несколько лет. И это правда.


А. Б.: Я тоже не сразу категорию Е получил. Сначала был «газончик», потом «ЗИЛ», «КамАЗ» с прицепом, сегодня «МАЗ». Это седельный тягач. Прошёл едва ли не по всем ступенькам.



Корр.: Современному водителю требуется знание матчасти?


А. Б.: На конкурсе в Смоленске таких вопросов не было, в Набережных Челнах были.


В. Е.: И всё-таки я не считаю это правильным. Могу лишь повторить, что современный высокотехнологичный автомобиль не должен требовать ремонта. Это аномалия. Машины должны работать. И они, кстати, становятся всё более качественными.


А. Б.: Согласен. Правда, хотел бы добавить, что у хорошего водителя хороший автомобиль.



Корр.: Трудно ли водителю найти работу?


В. Е.: А вы посмотрите рекламные газеты. Сотни вакансий. Кроме того, могу сказать, что у нас нет дефицита людей, которые хотели бы работать водителями. Есть дефицит людей, которые в полной мере представляют себе, что такое труд водителя. Почему, например, люди, приходящие в автотранспортные предприятия, часто не могут закрепиться? Да потому, что плохо представляют себе, что такое обязанности транспортника. А это жёсткий график работы. Периодические ранние подъёмы и поздние возвращения домой. И своя специфика есть везде. Нужно быть к ней готовым.



Корр.: Ну а конкурсы профмастерства для чего? Познанию специфики они, надо полагать, не способствуют.


В. Е.: Не способствуют. Но они способствуют утверждению человека на рабочем месте, подтверждают его профессионализм. Ведь все мы хотим быть профессионально состоятельными. А конкурсы – это возможность показать себя, возможность профессионального роста. Это азарт. И для людей, и для предприятий. Последнее не менее важно. В Липецкой области, к счастью, сохранились предприятия, системно подходящие к подготовке транспорта, безопасности дорожного движения.



Корр.: Насколько актуальна для водителей проблема безработицы?


А. Б.: Тот, кто хочет работать и заработать, работу всегда найдёт.



Корр.: В том числе и в автотранспортном управлении НЛМК?


А. Б.: В том числе… Приходите в любую автоколонну… Нет проблем.


В. Е.: Проблемы есть с руководящим составом. Директора, замдиректора можно искать месяцами и не находить.



Корр.: В чём причина?


В. Е.: Наверное, в затратах труда на единицу зарплаты. На транспорте она очень высока, но не очень заметна. Примеры? Строитель построил дом и не заметить его просто невозможно. А что создают автопредприятия? Знаете, когда хорошо работает общественный транспорт?



Корр.: Когда?


В. Е.: Когда его просто не замечают. Он есть. И всё!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 13 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +5 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зима. В байдарках, торжествуя…

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

Контрольная работа

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Шире круг, друзья!

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru
// "Липецкой газете" - 100 лет

Весомая альтернатива

Николай Рощупкин
// Общество
Даты
Популярные темы 

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет



  Вверх