lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
12 августа 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Небо полковника Томилина

Двойной праздник прославленного летчика
12.08.2011 "Липецкая газета". Владимир Меркурьев
// Общество

Он написал книги и методические пособия, по которым до сих пор учатся летчики истребительной авиации. Каждая их строка рождалась в небе. Он летал, отрабатывая массу вариантов каждого упражнения, постоянно их усложняя, чтобы четко определить границы безопасности для тех, кто поднимется в воздух после него.


Так случилось, что Иван Томилин родился под Воронежем 12 августа 1931 года, в день, который позже стал праздником авиаторов. Ему на долю выпало испытаний в избытке уже в детстве и отрочестве. В 1937 году арестовали отца Ивана, честного человека, отличного кузнеца. Видимо, он оказался жертвой оговора. А на второй год войны умерла от тифа мать Вани. Он, его брат и сестра остались сиротами. С одиннадцати лет мальчик работал, чтобы помочь семье выжить — прицепщиком, подпаском, на ферме. При этом, конечно, пытался учиться. Да какие уж знания мог получить подросток посреди войны в деревне, где дети занимались даже не в школе, а по хатам.


Так что когда посланец воронежского аэроклуба предложил сверстникам Ивана осваивать самолеты, готовиться к поступлению в авиационное училище, стало очевидно: пятнадцатилетнему подростку предстоит потрудиться, чтобы ликвидировать жуткие пробелы в математике, физике, химии. И он сделал это. А затем овладел основами аэродинамики и впервые сел в кабину самолета.


В дальнейшем Иван Томилин с отличием закончил Борисоглебское ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков им. Чкалова, получил направление в учебный полк, где стал летчиком-инструктором, помогая осваивать курсантам Ла-9. Далее — первый строевой реактивный самолет МиГ-15. За семь лет Иван Томилин поставил на крыло 56 человек — целый авиаполк.


Но ему хотелось большего. И он, правда, не без усилий, добился перевода в 91-й истребительный исследовательский полк 4-го Авиацентра, находившийся в Воронеже. И стал старшим летчиком-исследователем. Самолеты он и его товарищи, как говорится, из рук в руки получали от знаменитых испытателей, Героев Советского Союза Мосолова и Федотова. Томилин — в кабине, Мосолов — рядом на стоянке объясняет особенности пилотирования, назначение новых приборов. Иван все прекрасно усваивал. И машина его понимала и слушалась. Летал много, искал новые возможности техники в экстремальных ситуациях.


* * *


1960-й год. Начинается сокращение армии. Авиацентр, однако, решено сохранить. Его переводят в Липецк. Здесь Томилину предстоят не только исследовательские полеты, но и переучивание на новую технику командиров полков, дивизий, летчиков. Им необходимо было не только летать, но и уверенно владеть методикой боевого применения, то есть поражать цели управляемыми и не­управляемыми ракетами на земле и в воздухе, действовать в сложных метеоусловиях и ночью.


Время выхода на цель каждому самолету определялось с точностью до секунды. Интервалы между самолетами — до 30 секунд, что значительно меньше интервалов вы­ходящих на цель бом­бардировщиков-ист­ре­би­телей. Главное в этой круговерти — не столкнуться друг с другом, не попасть под разрывы своих же бомб, преодолеть ПВО противника.


1 мая 1960 года. Воздушное пространство СССР нарушил самолет-раз­вед­чик «Локхид У-2», который пилотировал Пауэрс. Много наших летчиков было поднято по тревоге, в том числе и в Липецком авиацентре. У-2 сбили ракетчики над Уралом. А самолеты тогда дотянуться до почти 30-километровой высоты не могли. Вскоре, однако, ситуация стала меняться. Было ясно: в каждом полку необходимы асы, способные поразить такие высотные цели. Первым в ВВС выполнить эту сложную задачу на истребителях МиГ-21 (потолок 18000 м) поручили тройке летчиков-ист­ре­бителей-ис­сле­до­ва­те­лей: майорам М. Арановичу, В. Габе и тогда еще капитану И. Томилину.


С высоты 15000 метров на форсаже, почти свечкой, значительно превысив скорость звука, машины устремились ввысь. Офицер боевого управления на земле должен был вывести МиГ-21 с первого захода в хвост идущего на значительно большей высоте вражеского самолета. Далее — пуск самонаводящейся ракеты с тепловой головкой. Она догонит источник высокой температуры и поразит его.


Конечно, все это требовало и особого мастерства, и специальной медицинской подготовки. Кабина летчика герметизирована, полет в высотном компенсирующем костюме и гермошлеме. Несколько дней до него — особая диета, ведь все тело аса стянуто этим костюмом. Перегрузки — на пределе человеческих возможностей. Весь организм отмобилизован. Нельзя пропустить тот миг, когда надо нажать кнопку «Пуск». После экспериментальных полетов летчики сели за стол — писать инструкции для коллег из строевых частей.


* * *


Середина 60-х. Американцы начинают размещение в Европе своей новинки — оперативно-тактической ракеты «Першинг» наземного базирования с ядерной боеголовкой. Методику поражения этой стратегической цели опять поручили разрабатывать эскадрилье подполковника Арановича и его товарищей Габы и Томилина. Был построен специальный тренажер с прицелом. Силуэты «Першинга» разных размеров вырезали из картона и математически рассчитали, какой дальности они соответствуют.


На полигоне, где ныне находится Липецкий аэропорт, установили резиновый надувной макет «Першинга». Маневр и «стрельба» — по фотоприцелу. Отработали и боевые пуски на полигоне «Ратчино». Все макеты «Першингов» были поражены.


И все-таки главная задача летчика-истребителя — защищать от авиации противника воздушное пространство. Воздушный бой — это выполнение фигур высшего пилотажа: виражей, «мертвых петель», почти вертикальных горок, пикирований на скоростях, близких к звуковым. При этом летчика прижимает к креслу или растягивает сила 400-600 кгс, тело стонет, слезы и пот заливают глаза. Это труднейшее испытание на прочность. И Томилину оно было по плечу. Итог всех усилий — опять же методическое пособие для летчиков-истребителей. И не случайно в ожесточенных воздушных боях во Вьетнаме в августе 1964 года наша авиация понесла потерь впятеро меньше противника. Кстати, вьетнамским летчикам помогали «стать на крыло», освоить МиГ-21 летчики нашего Авиацентра.


А в самом Центре работа продолжалась изо дня в день. По приказу Главкома ВВС Томилин исследовал максимальную дальность полета МиГ-23. Он продемонстрировал: МиГ-23 может находиться в полете на крейсерской скорости на высоте 10-11 км до трех с половиной часов и преодолеть расстояние более 3000 км. С полной боевой нагрузкой в боевых условиях с применением форсажа полетное время МиГ-23 — 35 минут при дальности полета 500 км. Поэтому боевые аэродромы должны находиться недалеко от линии фронта. Тогда еще истребители не имели оборудования для дозаправки от воздушного танкера. А если лететь с дальних аэродромов нужны дополнительные баки и... мастерство, каким обладал Томилин.


* * *


Иван Григорьевич Томилин в Авиацентре прошел все ступени до командира эскадрильи, затем был назначен начальником группы истребительной авиации летно-методического отдела и, наконец, возглавил этот отдел. В ноябре 1971 года подполковнику Ивану Томилину и начальнику летно-методического отдела подполковнику Петру Лушникову первыми в Авиацентре была присвоена высшая степень классности — «летчик-снайпер».


Довелось Ивану Григорьевичу послужить и в Группе Советских войск в Германии. После чего он вернулся в Липецк, стал сперва начальником Центральных офицерских курсов, а через год — руководителем учебного отдела Центра боевой подготовки и переучивания личного состава.


Дел хватало. В Центр поступили авиационные комплексы четвертого поколения МиГ-29 и Су-27. Учебный отдел проводил массовое переучивание летчиков строевых частей, организовывал научное обес­печение этих сборов. Энергии полковника Томилина доставало на все.


Но у всего имеется свой срок. В 1988 году наш герой уволился в запас из Вооруженных сил. У него за плечами — 40 лет службы. На летной работе — 33 года. Освоено 25 различных типов самолетов. На них он налетал 5500 часов, причем число взлетов точно равнялось числу мягких посадок, то есть никаких ЧП. Награды: ордена Красной Звезды и «За службу Родине в ВС» III степени и другие.


Сегодня Иван Томилин — активист ветеранского движения, много работает с молодежью. И восемьдесят лет, которые он отмечает в нынешнем августе, ему не помеха. Он по-прежнему в строю.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх