lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
10 августа 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Золотые километры

Почему российские дороги самые дорогие в мире
10.08.2011 "Липецкая газета". Николай Рощупкин
// Общество
Фото Николая Черкасова

Президент страны Дмитрий Медведев в очередной раз критически высказался о состоянии российских дорог. Еще больше глава государства возмущен стоимостью строительства отечественных автомагистралей. Километр новой трассы обходится порой в два-три миллиарда рублей! В связи с этим Медведев дал поручение Министерству регионального развития разобраться в ситуации и принять жесткие меры.


Не меньшую тревогу по этому поводу высказал и Председатель Правительства РФ Владимир Путин. На недавнем совещании в Твери, посвященном дорожному строительству, плохое состояние дорог премьер назвал «объективным ограничителем экономического роста».


Сегодня транспортная составляющая в себестоимости товаров достигает 15-20 процентов, что в два, а то и в три раза больше, чем в европейских странах. По данным экспертов, срок службы автомобиля на наших дорогах снижается на треть, а затраты на его обслуживание возрастают в 2,5-3 раза, расход топлива — в 1,5 раза. Словом, ситуацию надо срочно исправлять. Но как?


Глава правительства в Твери предложил такие меры. Во-первых, необходимо изменить порядок отбора подрядчиков на строительство дорог. Во-вторых, пересмотреть регулирование отрасли с учетом западного опыта. В-третьих, упростить процедуру отвода земельных участков под дорожное строительство. И, наконец, в-четвертых, демонополизировать рынок стройматериалов.


Итак, «лекарства» для лечения проблемы выписаны. Как считает начальник областного управления дорог Николай Пушкарев, принявший участие в совещании в Твери, основной причиной плачевного состояния наших дорог являются устаревшие технические регламенты, применяющиеся при строительстве. Известно, что дорожная сеть региона, да и России в целом, формировалась в ше­сти­десятые-се­ми­де­ся­тые годы прошлого века с учетом нагрузок, материалов и технологий того времени. С тех пор многие строительные нормативы не менялись. И теперь наши дороги малопригодны для проезда современного большегрузного и скоростного автотранспорта.


— Под тяжестью 40-50-тон­ных автопоездов до­роги, построенные по нормативам советских времен, гораздо быстрее приходят в негодность. Поэтому ремонт приходится делать чаще, — говорит Николай Пушкарев. — И стоит ли при этом удивляться, что до двух третей дорожного бюджета расходуется не на строительство новых дорог, а на ремонт старых!


На том же совещании в Твери Владимир Путин предложил обратную схему расходования целевых средств: до 60 процентов их должно направляться как раз на строительство новых и на коренную реконструкцию имеющихся дорог. Возможен ли такой расклад в нашей области?


— Да, нам необходимо переключиться с латания дыр на реконструкцию и капремонт устаревших дорог, — считает Пушкарев. — И делать это надо широко, масштабно. Экономить на этом неразумно. Промедлим сегодня, потом на восстановление дорожной сети потребуется средств значительно больше.


По данным областного управления дорог, так называемый недоремонт автотрасс ныне составляет порядка трех тысяч километров. Выделяемые бюджетные средства идут в основном на содержание автомагистралей. То есть на заделку ям и рытвин, замену дорожных знаков и указателей, установку барьерных ограждений, зимой — на расчистку проездов от снега.


Серьезной проблемой является и отсутствие отечественных адаптированных проектов строительства дорог по современным стандартам. Только пару лет назад в России начали прокладывать дороги, выдерживающие машины с нагрузкой 10 тонн на ось. А какие применяются материалы? Лишь в этом году комитет Госдумы по транспорту рекомендовал правительству внести поправки в действующий техрегламент, обязывающий строителей использовать инновационные материалы для увеличения срока службы дорожного покрытия.


Стоимость дорог — отдельная больная тема. Многие эксперты обращают внимание на тот факт, что российские дороги обходятся в разы дороже, чем, скажем, в Европе, Китае, США. Насколько это утверждение обоснованно?


Николай Пушкарев считает, что дорога дороге рознь. Для расчета можно взять трассу в две проезжих полосы, а можно — в шесть, восемь полос. Разница немалая. Существенных затрат требует возведение мостов, путепроводов, развязок, прокладка тоннелей и строительство виадуков. К тому же, как утверждает он, совершенно по-разному ведутся расчеты затрат. Например, в Европе и Америке выкуп и подготовка территории идут отдельной расходной строкой. Там строительная смета складывается только из затрат на проектирование и непосредственное строительство. У нас же приобретение, освобождение и подготовка земли — а на это порой уходит до 50 процентов стоимости проекта — включается в смету строительства дороги. Отсюда и такая огромная разница.


Кстати говоря, по оценкам ученых Всероссийского НИИ транспорта и дорожного хозяйства, ценообразование в дорожной отрасли и за рубежом, и в нашем Отечестве крайне сложное и запутанное. А потому и появляется пространство для коррупции. В той же Америке стоимость одного километра дорог в одну полосу варьируется от 300 тысяч ­ до 65 миллионов долларов. Разброс — в 216 раз!


И тут государство должно быть заинтересовано в прозрачности и адекватности ценообразования. Ведь финансирование строительства дорог ведется в основном за счет казны. Бизнес, даже крупный, в такие проекты пока не идет.


Средством против коррупции Николай Пушкарев считает создание открытой информационной базы с полными данными о ведущихся стройках. В этом заинтересованы и сами строители, конкурирующие друг с другом за подряды, и проектировщики, и перевозчики. В такой обстановке смухлевать по-крупному не удастся.


Следует также помнить о контрактах жизненного цикла на строительство и эксплуатацию автомагистралей на срок от 10 до 30 лет. Подрядчик, выигравший конкурс, обязан не только возвести дорогу, но и обслуживать ее. А заказчик в лице государства перечисляет партнеру деньги долями в течение всего срока действия договора. Подрядчик получает всю оговоренную сумму только в том случае, если объект содержится в надлежащем состоянии. Такой метод заставляет фирму-подрядчика работать на совесть: ведь чем качественнее построена дорога, тем меньше расходы на ее содержание. На Западе контракты длительного цикла уже действуют и приносят хорошие результаты. Нам тоже следует идти по этому проверенному пути.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 12 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сказка для взрослых

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура

Волонтер серебряного возраста

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Рекорды липецкой воды

Евгений Арутюнов, sport@lpaper.ru
// Спорт

Инвесторы ищут профессионалов

Николай Рощупкин
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 

Доходы казны возрастут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Власть

Задачи для профессионалов

Кирилл Васильев // Экономика

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Вместе остановим беду

Андрей Филатов, главный врач Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями // Здоровье



  Вверх