lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
1 августа 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Шашки наголо!

Такси снабдят опознавательными знаками
01.08.2011 "ЛГ:итоги недели". Виктор Страхов
// Экономика
Фото Николая Черкасова

Полулегальный частный извоз, верой и правдой служивший миллионам пассажиров и тысячам безработных россиян в течение всех постсоветских лет, уже через месяц прикажет долго жить. С 1 сентября нынешнего года все таксомоторные компании и таксисты-индивидуалы должны будут получить разрешение на перевозку пассажиров и их багажа.


Словом, попытки упорядочить стихию такси наконец-то увенчались успехом. Ну а началось сражение с ненавистным частником ещё в середине девяностых, когда московская мэрия, озабоченная судьбой легальных таксопарков, впервые в новейшей истории попыталась извести нелегалов как класс. Впрочем, это, похоже, вообще столичная традиция.


Строить «ванек», «голубчиков» и «лихачей» (подробнее о том, кто это, в нашей исторической справке. – В.С.) пытались и при царе Горохе, то бишь при императрице Екатерине Великой, когда стараниями петербургского полицмейстера был разработан специальный «извощичий билет» со сводом «извощичьих» правил, и при Николае II, когда в начале XX века состоялся первый выпуск «учёных извозчиков». И вот новый закон.


Он уже принят, подписан президентом, а поэтому и обсуждать его поздно. Остаётся только исполнять. А вот как? За ответом на вопрос корреспондент «Итогов недели» отправился в управление инновационной промышленной политики и транспорта Липецкой области, сотрудники которого как раз и разрабатывают на основе федерального соответствующий региональный закон. Каким он будет? И окажется ли достаточно эффективным?


Об этом размышляет заместитель начальника управления Валерий ЕЛФИМОВ.


– Валерий Иванович, а вам не кажется, что проблема такси так же, как и проблема «синих ведёрок», то есть мигалок и крякалок, регулярно озвучиваемая так называемыми центральными СМИ, это чисто московская проблема? И закон рассчитан именно на Москву. Попытки же реализовать его в провинции могут разрушить то, что уже создано – систему доступных и надёжных транспортных услуг, которая до недавнего времени вполне устраивала и пассажиров, и таксистов, и власть.


– Не вижу в законе ничего разрушительного. Более того, все его основные требования направлены на повышение безопасности и водителей, и пассажиров. И многие из них уже действуют. В частности, положение, обязывающее владельцев легковых такси каждые полгода приезжать на техосмотр. Это было и есть. И, по-моему, здесь нет повода для конфликта.



– Как вы относитесь к требованию нанести на кузов цветографическую схему из квадратов, расположенных в шахматном порядке?..


– И это тоже уже было. Это во всём мире практикуется. Такси должны иметь традиционную символику. Нанести её не составляет проблемы. Так же, как и установить на крыше оранжевый опознавательный фонарь. Другой вопрос – выбор для таксомоторов единой цветовой гаммы. С этим, думаю, можно не торопиться. Нельзя все машины сразу перекрасить в один цвет. Это слишком дорого и вряд ли найдёт понимание и у водителей, и у пассажиров, которым, в конечном счёте, и придётся оплачивать любые операции. Хотя в перспективе вопрос вполне можно решить и нереволюционными методами, постепенно приобретая вместо выработавших ресурс автомобилей машины выбранной цветовой гаммы.



– Какой именно гаммы? Жёлтые, как в Риме или Нью-Йорке?


– Можно и жёлтые. Это, опять же, удобно и для контролёров, и для работников ГИБДД, и для пассажиров. Да и с точки зрения безопасности жёлтый цвет оптимален. На дороге он просто бросается в глаза. Такова и точка зрения специалистов. А поэтому я в принципе не имею ничего против того, чтобы со временем липецкие такси стали жёлтыми. А может быть, и не только липецкие машины, но и такси всей страны. В данном случае это нормальная унификация.



– Ну а если вспомнить геральдику и сделать таксомоторы жёлто-зелёными, такими же, как муниципальные автобусы, которые красят в полном соответствии с цветами городского флага?


– Безусловно, мы не исключаем варианты. Однако двухцветные легковые машины исключает ГИБДД. Сотрудники же нашего управления, работая над областным законом, старались избегать жёстких формулировок.



– Тем не менее в федеральном законе они есть. В нём, в частности, подчёркивается, что легковое такси должно быть оборудовано таксометром. У нас же на услуги такси сложились и действуют фиксированные цены.


– Да, 130 или 150 рублей для всех поездок. И в соседний квартал. И из центра города на окраину. Что тут сказать? Это аномалия. Тарифы должны быть покилометровыми. Такова общепринятая практика, и нам незачем изобретать велосипед. К тому же практиковалось всё это ещё до нас и нормально работало. И к этой норме надо возвращаться. В законе, на мой взгляд, нет ничего, что противоречило бы не просто технике безопасности, но и элементарному здравому смыслу. Возьмём то же требование к потенциальным таксистам иметь подтверждённый трёх- или общий пятилетний водительский стаж. Логично ли оно? Конечно. Ведь очевидно, что нужен какой-то срок, чтобы водительские навыки были усвоены до автоматизма. И это одинаково актуально и для Липецка, и для Москвы. Как мне кажется, не может быть протестов и против предрейсового технического осмотра такси или медицинского осмотра водителя.



– Трезвость и для таксистов пока не стала нормой жизни?


– Дело не только в трезвости, но и в здоровье. Никто почему-то не задаётся вопросом, какое количество водителей автобусов не выходят на линию не вследствие алкогольной интоксикации, а по другим медицинским причинам. Между тем, по данным четырёх месяцев 2011 года, их практически вдвое больше тех, кто накануне злоупотребил. И если это барьер, то отнюдь не административный, а разумный барьер на пути водителя, который не в состоянии нормально отработать на линии в течение смены.


– Хорошо. Большая часть требований закона продиктована разумной заботой о безопасности пассажиров. И это нормально. Здесь не может быть возражений. Но есть и другие моменты. В той же Москве, например, количество таксомоторов планируют сократить вдвое – с 50 до 25 тысяч. А это, очевидно, скажется и на тарифах, и на доступности пассажирских перевозок. Не ожидает ли то же самое и наш регион?


– Никаких контрольных цифр в законе, который появится в Липецкой области, нет. Да и смысл закона не в том, чтобы ограничить количество фирм и частников, занимающихся извозом. А в том, чтобы ввести оптимальный инструментарий, позволяющий зарегистрировать всех легитимных участников транспортного рынка и создать необходимую базу данных.



– Необходимую для фискальных служб, которые надеются пополнить бюджет за счёт таксистов? Кстати, какими могут быть поступления и какими должны быть тарифы на перевозки?


– Вопрос не по адресу. Этим занимаются другие структуры.



– В таком случае возвратимся к технике. И вновь сошлюсь на замыслы реформаторов столичного такси, требующих оснастить все машины навигационными системами ГЛОНАСС/GPS и системами климат-контроля. Планируются ли какие-то аналогичные меры у нас?


– Никаких дополнительных требований, кроме тех, что предусмотрены законом, мы не выдвигаем. Как мне кажется, региональное законодательство не должно противоречить федеральному. Это во-первых. А во-вторых, система пассажирских перевозок – это бизнес, конкурентная среда, участники которой заинтересованы в преференциях для себя. Но эти преференции они должны создать сами. Понятно, что машины повышенной комфортности с климатическими установками будут пользоваться более активным спросом, чем их не оснащённые техническими «излишествами» собратья. Ну а что касается ГЛОНАСС/GPS, то это опять же не игрушка, а инструмент, позволяющий владельцам таксомоторных компаний предельно внимательно контролировать работу водителя, отслеживать маршруты, пробег, скоростной режим. А поэтому я и не думаю, что нам нужно обязывать бизнесменов внедрять современные системы управления перевозками.



– Сейчас в качестве такси используется едва ли не всё, что способно передвигаться. Убитые «Жигули» и давно пребывающие в бальзаковском возрасте иномарки, новенькие, только что с конвейера, «Приоры», «Матизы» и «Форды». Планируется ли как-то регламентировать марки таксомоторов в дальнейшем?


– Эта мера не предусмотрена законом, и не думаю, что в ней есть нужда. Полагаю, что владельцы таксомоторов сами должны быть заинтересованы в том, чтобы предоставить пассажирам максимум удобств. Ну а пассажир рублём проголосует за наиболее комфортный для него подвижной состав. Хотя, как мне кажется, должна быть альтернатива.



– Как в авиации. Первый, бизнес- и экономклассы?


– Что-то в этом роде.


Историческая справка


Попытки усовершенствовать систему извоза в России предпринимались с самых давних времён. Ещё в начале XVIII века обитателям новой российской столицы всех чинов и званий рекомендовалось «ездить смирно и на лошадях не скакать», не обгонять знатных особ и воинские команды.


Жёлтый цвет был обязательным в одежде извозчиков. Летом они носили белые холстинные балахоны, подпоясанные жёлтым кушаком, а на голову надевали шляпу с жёлтой лентой. Зимой извозчикам разрешалось носить кафтаны и шубы «какие пожелают», но шапка обязательно должна быть «с жёлтым верхом и опушкою» и опять же непременный жёлтый кушак!



* * *


«Извощичий билет», введённый петербургским полицмейстером в 1784 году, предписывал извозчикам «...ездить (в экипажах) с заклеймёнными хомутами и номером, пришитым к платью на спине... малой рысью, а скоро отнюдь не ездить. С ездоками поступать вежливо и грубости не чинить. На улицах громко не кричать и не свистеть...»


В «Правилах для легковых извозчиков», появившихся в 1897 году, была предпринята попытка ввести «техосмотр». В пункте втором Правил прямо указывалось: «Лошади у извозчика должны быть здоровы, сильны и хорошо выезжены, лошадей больных, хромых, уродливых, необъезженных в извоз не допускать».


Ну а настоящие асы извоза появились ещё через несколько лет – в 1901 году, когда состоялся первый выпуск «учёных извозчиков», в течение двух с половиной лет осваивавших таинства профессии на специальных курсах. Среди предметов, которые они изучали, были география Петербурга и его окрестностей, французский язык, тонкости управления лошадьми, новые извозчичьи тарифы, астрономия (специально для ночных извозчиков) и хорошие манеры. 


* * *


Существовало несколько видов извозчиков:


«Ванька» – извозчик-сезонщик из крестьян, самый дешёвый. «Ванька» не ожидал седоков у гостиниц или на бирже, а ездил по улицам в их поисках.


«Голубчик» – профессиональный извозчик, имел специальную форменную одежду.


«Лихач» – извозчик дорогой, на резвых лошадях с хорошей упряжью и в щегольском экипаже. Стоял около лучших гостиниц, на площадях и около трактиров в ожидании состоятельных клиентов.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика



  Вверх