lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
25 июля 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Вспомнить всё и что-то сохранить

25.07.2011 "ЛГ:итоги недели". Александр Учаев
// Общество
Студентов журфака открытия поджидают на каждом шагу. Фото автора
Студентов журфака открытия поджидают на каждом шагу. Фото автора
Такими были медсанбаты...Бумага хранит всё

В Задонске работает музей, который создал наш коллега-журналист Александр Косякин. Из тлена и забвения он вернул свидетелей ушедших эпох.


Когда был март, а сейчас июль. Косякин опять водит нас по своему музею, с первого этажа на второй, из комнаты в комнату, от темы к теме и опять загорается у какого-нибудь экспоната, начинает рассказывать. История фронтового кирзового сапога или газеты времён царя Николая II, или доноса на собкора «Орловской правды», выведенного аккуратным почерком на листке из школьной тетрадки с подписью «доброжелатель»… Но вдруг обрывает себя взмахом руки и словами: «Даже не знаю, удастся ли сохранить музей…». В марте горечи в словах Александра Викторовича не наблюдалось. В марте он взлетал с юношеским задором по ступенькам деревянных лестниц старой задонской типографии, что на улице Урицкого, и чуть ли не с придыханием планировал: «Здесь у меня будет тема типографии в военные годы – настоящая буржуйка, правда, ещё надо будет найти её, тут линотип старинный, он до сих пор в рабочем состоянии, только перетащить придётся из другого зала, тут наборные кассы – вот они, рассыпаны слегка, но ничего, соберу… А поверху пойдёт районная пресса, уже много экземпляров разных газет подобрано, здесь разложу наглядную историю развития печати – требник XVII века, «Петровские ведомости», «Колокол» Герцена, «Нива», «Искра», «Правда»... Там, в углу, поставлю круглую рекламную тумбу, обклеенную афишами…


В тот весенний месяц часть экспонатов уже занимала своё место на стенах и полках, часть ещё грудилась по углам, ожидая сортировки, чистки и водворения на полагающееся место.


– Всё будет разбито на темы, – вдохновенно делился он планами, – например, «Задонщина» откроется портретом Екатерины II, по её указу Задонск получил своё имя и статус 25 сентября 1779 года. Относительно Петербурга город действительно находится за Доном. Далее следует первая газета Задонска «Задонский листок», вот она, следом – экспозиция «Они начинали с газетной строки» и портреты людей, прославивших Задонск: Писарев, Эртель, Муравьев-Карский, Платонов, Бехтеев, Задонский, Вовчок... В 2009 году с Московского вокзала запустили скоростной электропоезд, называется «Инженер Дельвиг», прошло уже полтора века, как Андрей Дельвиг, наш земляк, родившийся в Студенце, придумал железнодорожный телеграфный шифр, а он всё ещё не устарел и в эпоху Интернета...


– Кстати, тема Муравьёва-Карского будет отдельной, – как бы упреждая вопрос, не забыто ли им столь значимое имя в истории России и его родного города, говорит творец музея.


Именно творец. Наш коллега, один из лучших журналистов области, в своих публикациях и фильмах неутомимо славящий родной край и так же неутомимо борющийся с его недостатками, Александр Викторович Косякин в один, не знаю, печальный или прекрасный, день вдруг почувствовал, как уходит время, навсегда, вместе с вещами, походя приговорёнными нами к смерти в мусорных баках за то, что устарели, что не соответствуют требованиям времени. И тогда он занялся реабилитацией. Вдохновенно, как и свойственно творцу, возвращая вещам жизнь и доброе имя, ведь они честно нам служили и хотя бы поэтому не должны быть забыты.


– Каждый раздел будет символизировать нетленная вещь – всё проходит и уходит, а вещь-символ остаётся, – втолковывал нам Александр Викторович. – Например, тельняшка и кобура из-под маузера – революционная Россия, подзорная труба, эполеты и белые перчатки офицера – время Муравьёва-Карского. Фуфайка «согревает» почти весь ХХ век нашего Отечества – стройки, война, снова стройки, лагеря… И до сих пор её в деревнях носят. Вот кобуру пока не могу найти, а белые перчатки, подлинник, между прочим, мне уже пообещали принести…


Сегодня и кобура есть, и перчатки живописной деталью дополняют подзорную трубу и эполеты, найдена буржуйка, установлена тумба, оклеенная афишами… Разительные перемены произошли в музее Косякина менее чем за полгода. Оформлен обширный раздел, посвящённый Великой Отечественной войне, – целый зал занимают вещи, помогавшие выжить жителям Задонска и фронтовикам-задончанам в те суровые годы.


Письма войны, хлеб войны, махорка, наградное оружие офицера… В углу весьма реалистичная инсталляция, воспроизводящая быт прифронтовых госпиталей, ведь они в те годы переполняли Задонск. Уникальные фотографии Андрея Кононова, фоторазведчика, подлинные фронтовые газеты, наградные документы на имя Героя Советского Союза Хвостова, их на свалке обнаружили «осведомители» Александра Викторовича, а с ними письмо, написанное сослуживцем, вынесшим Хвостова с поля боя.


Тут же стихи командира танковой роты Иона Денина, девять строк страшной правды о войне:



Мой товарищ в смертельной агонии,
Не зови понапрасну друзей,
Дай-ка лучше погрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки,
Нам ещё наступать предстоит.



У этих стендов, да под хорошего экскурсовода, ох, как много новых мыслей возникает и ощущений. Окружающие вещи затягивают во временную воронку, беспощадные и неумолимые, фактом своего существования как бы говорящие: «Да, так именно и было. А ты, кем бы ты был в те времена? Героем, предателем, жертвой, палачом? Доброжелателем, обвинившим коллегу в том, что тот играл на гармошке в день похорон Сталина? Или собкором «Орловской правды», которого от лагерей спас слой пыли на злосчастной гармошке – значит, не играл…»


Здесь ощущения преображаются в чувства, и ходить сюда нужно наедине с собой, как в церковь, чтобы молча постоять, подумать. Неплохо бы и детишек привести, пусть проникнутся масштабами временных изменений – как было, как стало…


Но, наверное, стоит поторопиться, чтобы успеть увидеть косякинский музей. Потому что здание, где развернута столь внушительная экспозиция, принадлежит муниципалитету, но его арендует фирма, которой в своё время большинство помещений не были нужны, и владелец фирмы предоставил их Косякину, проникшись его идеями и тоже «заболев» музеем. Год прошёл в созидательной работе. Косякин за свои деньги очистил комнаты от обломков печатных станков и прочего полиграфического и очень тяжёлого хлама, оштукатурил их, покрасил, смонтировал стенды, разместил экспонаты. Но бизнес есть бизнес, возникли форс-мажорные обстоятельства, и Александру Викторовичу с его детищем указали на дверь...


Разумеется, тревогу известного в области публициста и кинодокументалиста разделяют очень многие, есть среди них и обличенные высокой властью люди. И что-то уже и предпринимается для спасения столь примечательного явления в музейном деле – бескорыстное создание не просто музея, где собраны артефакты эпох, а настоящего культурно-исторического центра.


– Кто тебя сподобил на такой подвиг? – спросил Александра Косякина во время экскурсии один из коллег.


– Никто, кроме совести, – ответил тот.


Кстати, о бескорыстии. Стоит музей чуть-чуть раскрутить, как говорят предприниматели, и из него вполне реально извлечение прибыли. Исправно действующие линотипы и плоскопечатные машины середины ХХ столетия, сохранившийся в первозданном виде свинцовый набор с пробельным материалом грех не использовать для практических занятий студентов-журналистов. Представляете, в одном флаконе экскурс в историю печатного дела, тут же в подлинниках, к примеру, история инакомыслия от газет белой эмиграции до антиперестроечной статьи Нины Андреевой «Не могу молчать» в «Советской России» от 13 марта 1988 года. А в завершение практические занятия – собрать материал о сегодняшней жизни Задонска, стилизовать его под журналистику, предположим, советского периода, а потом сверстать и отпечатать газету на оборудовании того времени. Можно там и пресс-конференции проводить, и мастер-классы. Если раскручиваться интенсивнее, можно пойти ещё дальше, создавая на заказ музейные экспозиции об истории школы, предприятия, вуза и даже для частных лиц. Разве не интересно иметь у себя дома музей рода? Откуда есть пошла твоя фамилия?


Денег на раскрутку у Косякина нет. Энергия его энтузиазма вывела музей, образно говоря, за грань земного притяжения, как ракета-носитель космическую станцию, а дальше, извините, начинают действовать другие силы. Чтобы удержаться на орбите, и десяти энтузиастов не хватит. Да и найдёшь ли их в наши дни? Прошло время апелляций к совести и сознательности, сейчас главный аргумент – целесообразность. Может, оно и к лучшему, чтобы не повторяли такие великие благоглупости, как Целина или БАМ.


Немые свидетели тех бескорыстно-задорных времён заняли своё место на антресолях музея. Это ещё одна тема – «Антресоли». В трактовке Косякина там, на антресолях, собираются вещи, ещё недавно служившие нам верой и правдой и вдруг, неожиданно для них, оказавшиеся ненужными. А ведь все эти авоськи, радиоприёмники, дембельская парадка, пионерский галстук, свадебные туфли на платформе – свидетели чьих-то надежд и свершений, они – память о нас и о тех, кто был раньше нас...

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 17 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сухо, жарко

Александра Панина
// Общество

В садах, цветущих круглый год

Ольга Чистякова, Галина Кожухарь
// Общество

«Здравствуйте! Я родилась...»

Ольга Журавлева
// Общество

Вспоминая об утраченном

Елена Бредис
// Образование
Даты
Популярные темы 



  Вверх