lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
29 июня 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Ломать не строить?

29.06.2011 "Липецкая газета". Владимир Петров
// Образование

30 марта в Магнитогорске президент страны Дмитрий Медведев провел встречу с ректорами вузов и потенциальными работодателями выпускников высших учебных заведений. Перед вузами страны поставлена задача по развитию инженерного образования и подготовки инженерно-технических кадров. С тем, чтобы в ближайшие годы решить проблемы модернизации отечественной промышленности.


Как поставленную задачу намерены реализовать вузы Липецкой области? С этим вопросом мы обратились в Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина. О том, какая работа ведется в этом направлении, рассказывают ректор университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, председатель комитета по науке, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи областного Совета депутатов Валерий КУЗОВЛЕВ и доктор технических наук, профессор, заведующий кафед­рой прикладной механики и инженерной графики Евгений СЛИВИНСКИЙ.


— Наш университет, — рассказывает Валерий Кузовлев, — уже завершает мероприятия по переходу на двухуровневую систему образования третьего поколения федеральной государственной программы образовательных стандартов, в том числе и по техническим специальностям.


Естественен вопрос: а нужен ли при подготовке инженерных кадров бакалавриат? И если да, то как организовать учебный процесс? Попробуем разобраться.


Если введение такой формы обучения в сфере гуманитарных и естественных наук трудностей не вызывает, то при подготовке специалистов для промышленности, строительства и машиностроения возникают проблемы. Подготовить специалиста инженерного профиля за восемь семестров непросто. На механико-технологическом факультете университета идет обучение по двум специальностям — «Технология машиностроения» и «Защита в чрезвычайных ситуациях», а выпускники получают квалификацию «инженер». Часовой фонд времени на пятилетие составляет соответственно 8260 и 8322 часа. При переходе с первого сентября текущего года на подготовку бакалавров по направлениям «Технология машиностроения» и «Техносферная безопасность» фонды времени на четырехлетнюю подготовку студентов составляют уже 6978 и 7172 часа. Снижение часовой нагрузки соответственно 1282 и 1150 часов. Заметим, снижение идет не по гуманитарным и естественным дисциплинам, а по профильным. Но возможна ли качественная подготовка специалистов (бакалавров) для промышленности, транспорта и так далее в таких условиях?


Отечественная промышленность может стать конкурентоспособной лишь на инновационном пути развития, в основе которого — интеллектуальный капитал. Большинство стран мира стремятся создавать и экспортировать наукоемкую продукцию, чего пока не делается в нашей стране. Ежегодные доходы США от экспорта наукоемкой продукции составляют 780 миллиардов долларов, России — около двух миллиардов. За последние годы резко снизился интерес промышленного производства и транспорта к изобретательской деятельности. В США зарегистрировано более 7 миллионов патентов, в России их на сегодняшний день чуть более 2,3 миллиона. Сдерживающим фактором являются две причины. Прежде всего, отсутствие в бизнес-планах предприятий финансирования НИР (научно-исследовательские работы) и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), позволяющего проводить такие работы на хоздоговорной основе со сторонними организациями и вузами, и отсутствие средств в вузах на научно-техническую работу. Чтобы подать заявку на предполагаемое изобретение, необходимо заплатить пошлину в размере 3 тысяч рублей. В случае получения решения экспертизы на выдачу патента требуется еще 2,4 тысячи рублей. А чтобы поддерживать охранный документ в силе, необходимо ежегодно оплачивать пошлины в такой динамике: третий-четвертый годы по 600 рублей, за пятый-шестой годы по 900 рублей, за седьмой-восьмой — по 1200 рублей и так далее. Резонен вопрос: если вуз является заявителем, скажем, 200 патентов, то каким образом поддерживать в силе охранные документы, не располагая средствами на это?


* * *


—Для организации научной работы студентов инженерного направления, — рассказывает Евгений Сливинский, — в ЕГУ по линии научно-исследовательских работ студентов с 2005 года действует Студенческое конструкторское бюро (СКБ) — с целью развития научно-технического творчества студентов и старшеклассников городских школ. В основе работы — госбюджетная НИР, выполняемая кафед­рой прикладной механики и инженерной графики, на тему «Динамика, прочность и надежность транспортных, строительно-дорожных и сельскохозяйственных машин, а также промышленного стандартного и нестандартного оборудования применительно к Черноземному региону РФ». Базой ее служат договоры о творческом содружестве с городскими предприятиями промышленности и транспорта, а также с некоторыми вузами и научными организациями Москвы, Липецка, Орла и другими. За эти годы через СКБ прошло 156 студентов, подано 223 заявки на предполагаемые изобретения и получено 189 патентов на изобретения. Опубликовано свыше 140 статей в различных сборниках. По результатам научной деятельности на ежегодном Всероссийском конкурсе на лучшую научную работу студентов по техническим наукам приняли участие 35 студентов, из них 5 награждены грамотами, 22 — дипломами, а 8 получили медали лауреата «За лучшую научно-исследовательскую работу студента по техническим наукам».


Тематика конкурсных работ связана с повышением безопасности эксплуатации большегрузных автомобильных поездов, с применением устройств, исключающих самодвижение локомотивов и вагонов, разработкой перспективных опорно-сцепных устройств для автопоездов, совершенствованием конструкции колёсно-моторных блоков локомотивов и другими направлениями.


Пять студентов за научно-исследовательские работы стали лауреатами областной премии им. С.Л. Коцаря, а один — лауреатом конкурса «УМНИК-2007». Ежегодно 12 студентов различных факультетов защищают дипломные работы, написанные на уровне изобретений.


В октябре прошлого года по результатам анализа инновационной деятельности отечественных НИИ, вузов и промышленных предприятий, проведенного центром Международного делового сотрудничества — Российский партнер «Американо-Российского делового союза», — за инновационные разработки, выполненные кафедрой прикладной механики и инженерной графики с участием четырех студентов, университет награжден тремя международными наградами.


Однако, несмотря на важность проводимых работ, сегодня приходится сворачивать их из-за отсутствия необходимых средств для уплаты указанных выше патентных пошлин. Чтобы продолжить изобретательское творчество студентов и сотрудников кафедры, производить оплату годовых пошлин за поддержание патентов в силе, университету требуется в год свыше 450 тысяч рублей. Где их взять? Такая проблема стоит не только перед университетом, но и большинством вузов страны.


Переходя на подготовку бакалавров и следуя своим традициям подготовки инженерных кадров, университет, казалось бы, должен продолжить научно-исследовательскую работу студентов и школьников. Но вряд ли это возможно при сокращении сроков подготовки специалистов. Если ранее студенты привлекались к работе в СКБ с конца 4-го семестра при переходе на третий курс, уже имея багаж знаний по таким дисциплинам, как «Теория механизмов и машин», «Сопротивление материалов», «Детали машин», «Теплотехника» и другим, то привлечь бакалавра к НИРС (научно-исследовательские работы студентов) в конце 4-го семестра обучения уже поздно. Оформив заявочные материалы на изобретения только лишь на третьем курсе, студент получит патент после защиты диплома. Включить же патентную разработку в выпускную работу будет просто невозможно.


Зачем тогда, имея вековой опыт подготовки инженерных кадров, в одночасье отказываться от него? Чтобы поставить на поток недоучек? Какие инженеры из них получатся?


В заключение следует отметить — решать вопросы подготовки инженерных кадров необходимо не только введением бакалавриата, а прежде всего улучшением материальной базы вузов, повышением доступности технической литературы, журналов и учебников. В обязательном порядке необходимо восстановить проведение промышленными предприятиями НИОКР с привлечением вузов. Снять финансовые барьеры при патентовании промышленной интеллектуальной собственности, восстановить практику распределения молодых специалистов и так далее.


Совокупность этих мер позволит поддерживать и обновлять подлинно творческий и квалифицированный инженерный корпус России. Опыт и традиции — не бремя, а фундамент модернизации.


ОБСУДИМ?


Вы познакомились с точкой зрения компетентных специалистов. Если вас заинтересовала эта тема, приглашаем высказать свое мнение на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 24 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +22 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова // История

Животноводы бьют рекорды

// Сельское хозяйство

Дорога по России начинается с Чаплыгина

Евгения Ионова // Культура

На чемпионской высоте (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество



  Вверх