lpgzt.ru - Персона Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 мая 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Персона 

Маэстро Музыка

16.05.2011 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова, Николай Черкасов (фото)
// Персона

Его руки – даже не крылья. Он сам настолько темпераментен, что манеру его существования на сцене можно сравнить только с горением. А его пребывание за дирижёрским пультом напоминает костёр, в который, как на алтарь искусства, он кладёт всю свою жизнь. Его руки, скорее даже кисти, – это всполохи огня, которые бьются в такт музыки и его собственного сердца. Они заставляют трепетать и сердца слушателей, поэтому на концертах маэстро не бывает равнодушных – все попадают под его личностный магнетизм и гипнотизирующее воздействие звуков. Причём это касается как публики, так и самих музыкантов.


Валерий Гергиев, пожалуй, самый востребованный дирижёр современности, человек, с которым почитают за счастье работать величайшие музыканты мира, откликаются на любую его просьбу и перестраивают собственные рабочие графики лучшие исполнители в жанре классической музыки…


Он уже сегодня признанный лидер в своём деле. Но при этом в числе публики есть как экзальтированные почитатели его таланта, возводящие своего кумира практически в ранг божества, так и те, кто усматривает в его поведении и внешнем обличии нечто высокомерное, почти воландовское. Сам маэстро Гергиев предпочитает говорить о себе исключительно в контексте музыки. Хотя сфера приложения его интересов намного шире. Социально-культурная жизнь нашего общества волнует Валерия Абисаловича не меньше, чем правильно прочтённая партитура Вагнера или Стравинского.


Он скромен, по-восточному хитёр и проницателен. Он знает своё место и на музыкальном Олимпе, и в общественной жизни. Поэтому считает, что сегодня может говорить с сильными мира сего, будь то короли, президенты или губернаторы, о том, что его волнует.


Гергиев понимает, что человеческие возможности небезграничны, но сам работает на пределе сил, своей жизнью опровергая все мыслимые рабочие нормативы. Он уже 22 года руководит одним из крупнейших театров мира – Мариинкой. Именно благодаря такой работоспособности маэстро и удалось вывести свой театр из кризиса, преодолеть стагнацию и превратить Мариинскую сцену в самую желанную для лучших артистов мира.


Он – организатор множества конкурсов и фестивалей. С одним из которых, Московским Пасхальным, 5 мая и приехал в Липецк. С Валерием Гергиевым к нам прибыл и Страдивари-ансамбль Мариинского театра, солисты которого играют на струнных инструментах величайших мастеров (Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини, Гофриллера…).


В том, что Липецк попал в плотный график как Пасхального фестиваля, так и маэстро Гергиева, «виноваты» сразу несколько факторов. Они, как пять пальцев, сжатых в кулак, стали движущей силой, сделавшей наш регион территорией, отмеченной гением Гергиева. Во-первых, нужна была воля главы администрации области Олега Петровича Королёва. Во-вторых, сестра Валерия Абисаловича, Лариса Абисаловна Гергиева, уже несколько лет является сопредседателем конкурса молодых исполнителей имени Надежды Обуховой, который проводится на липецкой земле, она-то и дала в прошлом году надежду на приезд брата в Липецк. В-третьих, активную позицию в организации приезда Страдивари-ансамбля заняли областное управление культуры и искусства и Липецкая филармония. В-четвёртых, липецкая публика, ценители классической музыки уже давно заслужили сей визит. И, наконец, пятым фактором стало, по выражению Валерия Гергиева, его собственное любопытство, подстёгивающее его на открытие новых земель…


Программа фестиваля настолько насыщена, что концерты проходили одновременно в самых разных городах нашей страны и ближнего зарубежья: Казахстан, Белоруссия, Украина, Литва… Причём «подопечные» Гергиева выступали не только и не столько в столицах, а выбирали ещё нехоженые маршруты. Вот и в Липецке Валерий Абисалович дирижировал в первой половине дня, а уже вечером состоялся его концерт в Воронеже. Так что времени на общение с журналистами у маэстро практически не было. Тем не менее и в коротком разговоре Гергиев смог рассказать о многом: о том, что его волнует, тревожит и радует.


О реформе образования


– Я не очень внимательно слежу за реформой дополнительного образования, потому что процесс этот находится ещё в стадии подготовки. На сегодняшний момент мне важно провести Пасхальный фестиваль и подготовиться к конкурсу имени Петра Ильича Чайковского. Поэтому пока я в дискуссиях на реформаторские темы не участвую. Но это не означает, что мне всё равно. С одной стороны, я понимаю, что никто не в силах запретить родителям учить ребёнка музыке даже с трёх лет. Ведь к вам в дом с собаками не придут и пианино из квартиры не выбросят! А с другой стороны, если всё так и будет развиваться, то мы можем растерять то культурное наследие, что оставили нам предки. Я считаю, что отходить от хорошо себя зарекомендовавшей системы обучения, как минимум, глупо. Поэтому наше появление во многих регионах России в рамках одного фестиваля, который поддерживается как государством и церковью, так и многочисленными бизнесс-компаниями, направлено именно на сохранение национального музыкального наследия, да и всемирного тоже. Везде можно повышать планку качества музыкальной жизни. В том числе и в крупнейших городах нашей страны. Поэтому я считаю для себя необходимым покидать пределы Петербурга, не останавливаться надолго в Москве, а выступать в провинции. Я вот ещё немного поезжу, наберусь информации, тогда буду более осведомлён и смогу говорить о тех опасениях, которые будоражат наших людей в связи с реформами образования.



О городах, залах, принципахи... деде


– Города для своих выступлений мы выбираем по карте России. Иногда это приводит к неожиданным встречам. Два года назад мы были в Мурманске, планировали выступить и в Петрозаводске, там есть консерватория и театр, где работают и мои однокурсники, с которыми давно не встречались. Но, поглядев на карту, я увидел небольшой городок Беломорск и решил, что мы и там сыграем. Сначала меня даже пытались отговорить. В этом году мы там побывали. Оказалось, что это удивительное место, со своей историей и колоритом.


Мы все должны быть любознательными. Вот с нами в Липецк прибыл американец, который участвует в Пасхальном фестивале уже, наверное, в пятый раз. С нами он объездил более 20 регионов. В этом году был и в Беломорске, где упал в воду и я его спасал. Он тоже очень любопытен – увидел какие-то наскальные рисунки, поскользнулся и искупался в холодной апрельской водичке.


А таким гражданам, как я, нужно быть особенно любознательными. Потому что очень легко прийти к ненужному умозаключению о величии театра и не совершать географических открытий. Я стараюсь всегда себе напоминать об обратном и почаще смотреть на карту России. Побывав в Астане и Алма-Ате, мы увидели, что не только Россия развивается. В Астане, например, за пять лет, что я там не был, очень многое изменилось, особенно архитектура. Для нас это ещё и урок, как можно, не разрушая старого, создавать нечто новое. Очень полезно перенимать чужой опыт, чтобы, в том числе, сохранить Петербург и Москву. Я об этом очень часто думаю.


Русская Православная Церковь ставит вопрос перед общественностью и руководством страны о возвращении церквей под юрисдикцию Московской патриархии. А я считаю, что и мы можем ставить вопрос о сохранении культурного наследия и в связи с этим говорить о строительстве новых концертных залов. Причём в обоих случаях речь идёт о храмах – о духовном и культурном. И они оба нам необходимы. И если в Липецке появится современный концертный зал, с хорошей архитектурой и замечательной акустикой, это будет подарок всей России. Липецкий регион входит в число лидеров по уровню экономического развития, о Новолипецком комбинате знают во всём мире. И если к этому прибавится ещё и концертный зал, так сказать акустический образец мудрости правителей, то вы попадёте в десятку. А Мариинский театр с удовольствием приедет на открытие этого зала.


В каждом деле есть свои лидеры. По положению своему я тоже считаюсь лидером, поэтому могу говорить о том, что меня волнует. Например, о засорённости телерадиоэфира, в нём мусора не меньше, чем в наших лесах и реках. Лидерам нет нужды ждать команды от президента или премьера. Мы все люди взрослые. Каждый должен заниматься своим делом. Я возглавляю театр 22 года. В мае мне исполнилось 58 лет, дед мой прожил 106 лет. Надеюсь, что у меня ещё есть время, чтобы сделать что-то полезное. И мне не нужно ждать чьей-то отмашки. Так случилось со строительством концертного зала театра, когда мы обошлись без государственной поддержки – обращались к богатым и известным людям, меценатам. Кто-то отказывал и даже с гордостью говорил, что, мол, культуре не помогает. К таким людям я второй раз уже не подхожу. А есть те, кто считает строительство концертного зала благим делом. Ещё до того, как государство об этом задумалось, зал уже был построен.


Четвёртого мая мы провели благотворительный концерт в Москве и перечислили – пусть и скромную – сумму в сто тысяч долларов для помощи Японии. Наши друзья в этой стране обязательно нас услышат. Ведь людям нужны не столько миллиарды долларов (хотя как без них), сколько человеческие участие и поддержка. Если каждый театр в мире поможет японцам, как Мариинский, то соберётся многомиллиардная сумма. Я очень хорошо помню, как отнеслись в Стране восходящего солнца к трагедии в Беслане. Буквально через месяц после тех страшных событий я был в Японии. На благотворительный концерт в главный зал Токио пришло очень много людей.


О лейбле, радио и футболе


– Проект «Радио Мариинского театра» начал публично обсуждаться совсем недавно. А идея у меня родилась года два назад. И сегодня я уже думаю о том, что такое радио должно вещать не только на территории России. Культура границ не имеет.


В 2009 году первыми в стране мы создали свой лейбл «Мариинский» и уже в мае выпустили первый диск. Все диски записываются в Концертном зале Мариинского театра на сверхсовременном оборудовании. Наши записи доступны в ведущих музыкальных он-лайн магазинах, и это позволяет нам расширить аудиторию театра. Мы уже записали оперу Родиона Щедрина «Очарованный странник». Мир ещё не знает этого произведения, мы же считаем его выдающимся, доказывающим, что Россия продолжает рождать музыкальных гениев. Возможности Мариинского театра огромные. Он даёт 740 выступлений в год! Если даже 20 будут записываться, то это обеспечит работой целый ряд радиостанций по всему миру. У нас есть всё: люди, инструменты, аппаратура, опыт, архивные записи… А ещё у нас есть высокочастотная передвижная телевизионная станция, которая обошлась театру очень дорого. Мы снимаем лучшие спектакли Мариинского театра. А иногда и сдаём свою дорогостоящую телестанцию в аренду, и на нашем оборудовании снимают спортивные программы, в том числе и игры питерского «Зенита». (Кстати, Валерий Гергиев страстный футбольный болельщик, он следит за игрой не только петербургской команды, но и «Алании» из Владикавказа).



О работе


– Я сплю, как и все люди. Человеческие возможности не беспредельны. Но если я посплю на час меньше – не беда. Такая у нас работа, на которой мы не только устаём, но ещё и заряжаемся. Вот Липецк – город металлургов. Я не знаю, как чувствуют себя металлурги после смены. Наверное, сильно устают. А мне помимо усталости дано испытать ещё и удовольствие слушать музыку Чайковского, Грига, и список этот бесконечный. Я не считаю, что мне досталась очень тяжёлая работа. Но она никак уж не скучная и утомительная.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 19 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Такие «свидетели» нам не нужны

Кирилл Васильев // Общество

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх