lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
13 мая 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Карьер на замке

13.05.2011 "Липецкая газета". Тамара Федюкина
// Экономика

Еще недавно на огромных жидкокристаллических мониторах в кабинете руководителя холдинговой компании «Техизвестняк» Вячеслава Поваляева в режиме реального времени можно было видеть бурлящую жизнь елецкого Ольшанского карьера. Но сегодня людей на привычных рабочих местах нет, производство остановлено и застыло в ожидании полувагонов под погрузку продукции известняка.


Им богата земля елецкая, она щедро отдает свои запасы людям. В этом, надо признать, предприятию, история которого началась более восьмидесяти лет назад, повезло: вот они, карьеры, с их мощными пластами породы, бери — не ленись, добывай минеральное сырье, обрабатывай, обогащай и получай щебень нужной фракции, который требуется в строительстве жилья и дорог, в металлургии и сахароварении. И даже на птицефабриках не обойтись без ценнейшей природной кальциевой подкормки для птиц: известняк влияет на формирование скорлупы куриного яйца.


Что же сегодня произошло на стабильно работавшем головном предприятии холдинга? Этот вопрос мы и адресовали руководителю объединения.


— Мы пережили всякие времена, — говорит Вячеслав Поваляев. — Нас не сло­мили ни дефолтовый 1998-й, ни кризисный 2009-й. В очередной раз выкараб­кались и в ушедшем 2010 году, когда достигли объемов успешного для карьера 2008-го. Но всегда наша судьба зависела от нас самих, мы четко знали, что предпринять и в каком направлении действовать. Практически на всех предприятиях холдинга, а в его состав входят четыре карьера, три из которых работают в Липецкой области и один — в Тульской, не останавливается реконструкция, обновляется машинный парк. В результате проводимой работы с 2008 года значительно улучшилось качество продукции. Чтобы не потерять своих потребителей, во время последнего кризиса мы по сравнению с 2008 годом в два раза снизили цену. У нас заключены договора, восстановлены рынки сбыта по всем тридцати сахарным заводам Черноземья, металлургическим комбинатам, дорожно-строительным организациям и птицефабрикам. Но в середине марта 2011 года ОАО «РЖД» перестало предоставлять полувагоны под погрузку. Практически во всех карьерах на территории Липецкой области скопились огромные запасы невывезенной продукции, забиты все склады и площадки, поэтому мы вынуждены прекратить работу.


Последний раз серьезный конфликт между горняками и железнодорожниками разразился в 2003 году, тогда в одном только Ольшанском карьере образовался почти трехмесячный запас продукции. Под открытым небом не просто разрушалось ценное промышленное сырье — мертвым грузом лежали деньги горняков (более пятидесяти миллионов рублей), их зарплата, неуплаченные налоги в бюджеты всех уровней.


После вмешательства руководства области представители ЮВЖД и Елецкого отделения дороги пообещали окончательно снять проблему к июлю 2004 года. И слово сдержали. На станции была проведена крупномасштабная реконструкция, в два раза увеличившая пропускную способность поточной линии. Вагоны стали ремонтировать в Ельце, а не перегонять их в Старый Оскол.


Все облегченно вздохнули. На радостях, а тогда летние заявки ельчан были выполнены на 140 процентов, руководство Ольшанского карьера разослало благодарственные письма в ОАО «РЖД» и ЮВЖД. О том конфликте «Липецкая газета» рассказывала в публикации «Дефицит на полувагоны укатил в прошлое» (22 июля 2004 года).


С той поры, включая 2010-й, больших перебоев с подачей полувагонов не возникало. К слову, и сами горняки, которых партнеры иногда справедливо упрекали за неритмичную погрузку, особенно в напряженный по грузообороту летний период, перестроили свою работу. Все ладилось. За последние годы даже в первом квартале, самом неблагоприятном для любого предприятия, не снижались темпы. И совсем иная ситуация сложилась в начале наступившего года: за три месяца карьер получил всего 1405 единиц. Апрель и вовсе получился провальным: если в 2010-м железнодорожники выделили в четвертом месяце года 1117 полувагонов, на сей раз — 391.


По существующим правилам именно ОАО «РЖД» должно обеспечивать вагонами грузоотправителей по действующему прейскуранту. Оно же должно принимать и заявки. Но… Отказ был мотивирован отсутствием вагонов как таковых. Ситуация вырисовывается парадоксальная: действительно, в «РЖД» вагонов инвентарного парка… нет. В компании, как известно, продолжается реорганизация, и единственный в России перевозчик с мощнейшей системой отслеживания логистики и подготовленными классными специалистами, оставив себе небольшую часть под госзаказы, передал свой огромный вагонный парк в созданное под учредительством же РЖД ОАО «Первая грузовая компания». Следом за первой на сети дорог появилась и вторая грузовая компания – еще один экспедитор и тоже со своим мощным вагонным парком. Ну кто же против таких перемен на транспорте: вот вам и здоровая конкуренция, и возможность снижения цен на железнодорожные услуги. Но рано радовались грузоотправители — надежды их не оправдались.


Управлять сложным процессом у новых собственников вагонов не получилось, и дефицит на полувагоны, как в былые времена, вновь «прикатил» назад. Они с самого начала пошли неравномерно. В воронежский филиал, откуда обеспечивается и Ольшанский карьер, ОАО «Первая грузовая компания» передала 500 единиц, а заявок — раз в пять больше. Такая организация работы, в общем-то, понятна: коммерческим грузовым компаниям выгоднее «закрывать» дальние по расстоянию направления, перевозя дорогостоящие по цене грузы. А мелкие и средние грузоотправители вроде липецких карьеров с их разрозненной географией поставок и грузом низкого класса (по сравнению с той же рудой) оказались в пасынках, которые вынуждены довольствоваться «остатками с барского стола».


Чтобы не простаивать, горняки идут на любые условия, лишь бы отправить свой груз. «Потому что мы дорожим каждым своим потребителем, даже если речь идет о нескольких вагонах минеральной подкормки для птицефабрик — и этот заказ обязаны выполнить в срок и в полном объеме», — говорили нам уже в ЗАО «Ольшанский карьер». Кстати, ту самую добавку в рацион птиц их заказчики дождутся не скоро – более 40 тысяч тонн ее без движения лежат на площадках предприятия.


Однако коммерсантам от железной дороги не до того, у них свои аргументы, во главе которых — прибыль. Им легче заплатить штраф нашим горнякам, нежели использовать вагоны под низкодоходные перевозки. Вот и отклоняются заявки «по причине отсутствия технической возможности».


«Игра» с вагонами закончилась, в общем-то, тоже ожидаемо: в 2011 году грузовые компании, не мудрствуя лукаво, передали свои вагоны обратно… в ОАО «РЖД». Правда, теперь уже в аренду. С соответствующей наценкой, разумеется, превращающей любой груз в золотой.


Монополисты поменялись, цены на услуги выросли, а продукция все там же — лежит мертвым грузом на складах. Куда только не обращается руководство холдинговой компании «Техизвестняк». Недавно через суд они добились принятия заявок. Но план был согласован и на апрель, а полувагоны опять где-то застряли.


На май Ольшанский карьер заявил 1685 единиц, но надежды на их согласование в полном объеме тоже нет. Из-за недопоставки транспорта на складах скопилось 220 тысяч тонн — двухмесячный запас продукции. Для предприятия это не только снижение объемов выпуска, темпов роста зарплаты и налогообразующей базы — это возврат к 90-м годам прошлого столетия, когда над карьером нависала угроза банкротства. К слову, такая же ситуация с полувагонами и на других карьерах холдинга — Рождественском и Хмелинецком. В общей сложности 1200 человек «Техизвестняка» могут потерять работу.


В разгар сезона такая же обстановка сложилась в Голиковском карьере, в ОАО «Лавский карьер», ОАО «Горняк» и ЗАО «Елецизвесть». С руководством последнего мы связались, готовя эту публикацию. Нам рассказали, что некоторое время ситуацию с вывозом продукции смягчало использование минераловозов, но сегодня и их не хватает. Проблема не только в том, что на горнодобывающих предприятиях области работы могут лишиться в общей сложности более двух тысяч человек. Не сегодня-завтра она может затронуть интересы тысяч металлургов, использующих в технологии известняк для обогащения руды. Хотя комбинаты и обзавелись собственным подвижным составом, но его не хватает под растущие объемы производства. Под угрозой остановки сегодня оказались Михайловский и Лебединский ГОКи, ОАО «ОМК-«Сталь», Старо-Оскольский меткомбинат и другие потребители.


Следом дефицит известняка, который применяется в технологии очистки сахара, начнут испытывать сахарные заводы Черноземья, где нарушенные сроки поставки технологического камня восполнить будет проблематично. Срываются заявки и на строительный щебень.


В масштабах страны, конечно, «никто не заметит потери бойца». Металлургия не остановится, состоится и сезон сахароварения, и дороги покроют новым асфальтом. Технологический камень привезут из Украины, щебень — из Калужской или Воронежской областей, и птицефабрики найдут подкормку птицам в другом месте. На рынке место пусто не бывает, конкуренты будут тут как тут. Со своими ценами, разумеется.


КСТАТИ


В канун первомайских праздников холдинг «Техизвестняк» посетила делегация ООО «Фельс Известь» из Германии. Фирма построила завод по выпуску извести в Калужской области, теперь искала месторождение качественного известняка. Нашла его в ЗАО «Пареченский карьер» в Тульской области, который входит в состав «Техизвестняка». Заключен долгосрочный договор на поставку 350 тысяч тонн камня в год, его отгрузка ведется самовывозом.


Немцы же намерены продолжить сотрудничество с холдингом, а рядом с одним из его карьеров, где добывается известняк первого и высшего класса, построить современное производство извести, имея в виду территорию Липецкой области. Стоит ли задавать вопрос о том, что все эти проекты могут оказаться под угрозой срыва?

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 22 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +31 C°  Ночь: +19C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спартакиада в честь героев

Иван Афанасов
// Общество

Чтобы новоселье состоялось

Нина Вострикова
// Власть

С боями по волнам Истории

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

«Волонтёры»-обманщики

 Юлия СКОПИЧ // Общество

От Москвы до Владивостока

 Юлия СКОПИЧ // Общество

Жизнь хороша, когда крутишь не спеша

Олеся ТИМОХИНА // Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

В молодёжном «РИТМе»!

 Сергей БАННЫХ // Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ // Общество

Прокуратура даёт доБРО

Олеся ТИМОХИНА    // Общество



  Вверх