lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
5 мая 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Школа для Рихтера и Улановой XXI века

Какое отношение к культуре имеет заслуженный работник культуры?
05.05.2011 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Культура
И всякий раз опытному педагогу хочется верить, что у питомцев его школы будет яркая творческая судьба… Фото Павла Острякова

Десятилетний ученик липецкой школы искусств № 3 Кирилл Юров удостоен Гран-при на Международном конкурсе исполнителей на духовых инструментах в Петрозаводске. Кроме того, юный флейтист получил сертификат на концерт вместе с Ленинградским симфоническим оркестром. Поразительно, но за несколько месяцев до этого известный музыкант Денис Мацуев вручил сертификат на стипендию от фонда «Новые имена — регионам» опять-таки Кириллу, только уже как пианисту. Теперь нашему земляку предстоят гастроли по «Золотому Кольцу».


К слову: только в третьей школе искусств с начала этого года уже двенадцать человек стали лауреатами конкурсов различных уровней. Но директор школы, заслуженный работник культуры Виктор Бахметьев не склонен упиваться успехами своих подопечных. Перспективы музыкальной культуры в России видятся ему не в радужных тонах. Наш разговор он начал с открытого письма, опубликованного в «Аргументах недели». Коротко об этом письме.


В середине марта выдающиеся деятели культуры и искусства, среди которых Олег Табаков, Владимир Спиваков, Андрей Кончаловский и другие, обратились к Президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину. Что побудило их, знаменитых и состоявшихся, сделать это? Если в общих чертах, то их волнует будущее нашей страны. Представители творческих профессий прекрасно понимают: оно зависит отнюдь не только от запасов нефти и золота, но и от того, появятся ли у нас молодые талантливые музыканты, певцы, танцоры, художники.


Из булгаковского «Собачьего сердца» мы знаем, почему профессор Преображенский отказался от создания искусственного гениального человека: любая баба может родить гения. Но дар у ребенка надо все-таки открыть, потом развить, потом дать ему соответствующую огранку. Со всем этим успешно справлялась советская система специальных учебных заведений, что была призвана взращивать творческие личности с младых ногтей. В нее входили музыкальные школы, хореографические училища, консерватории, ГИТИС и так далее. В каждом звене были отсев, селекция. А в итоге мы имели, как минимум, культурных людей и, как максимум, выдающихся мастеров.


Система работала хорошо еще и потому, что в нее никто сильно не вмешивался. Чиновники мирились с тем, что обучение одаренных людей — процесс особый, к нему нельзя подходить с обычными правилами и мерками. Так было до начала девяностых.


— Мне кажется, что тогдашний министр культуры Николай Губенко просто не задумывался над судьбой музыкальных школ, — говорит Виктор Бахметьев. — Наверное, для него эта проблема была слишком мелкой и незначительной. В противном случае он бы не принял решение отдать музыкальные школы и школы искусств Министерству образования — при советской-то власти мы всегда относились к Министерству культуры. А может, он хотел свое ведомство избавить от лишнего груза? Впрочем, Министерство образования тоже не растерялось и забирать нас к себе не захотело. Музыкальные школы тогда повисли в воздухе. Как вы догадываетесь, зависло в воздухе и финансирование. Знаете, сколько у нас сейчас в месяц платят родители за ребенка? От шестидесяти пяти рублей до ста шестидесяти пяти. А знаете, во что обходится обучение ребенка, включая зарплату преподавателей и коммунальные платежи? Тысяча семьсот пятьдесят рублей в месяц. Без дотаций школа искусств существовать не может. А переход на самофинансирование приведет просто к гибели этих учебных заведений.


— А если вам возразят, что финансировать надо только заведомо гениальных детей, а остальные, если хотят заниматься, пусть платят по полной?


— Если бы можно было к каждому шестилетнему малышу приложить лакмусовую бумажку и сказать: «Вот этот будет великим скрипачом. А этот — вторым Рихтером. А эта девочка станет балериной, которой будет рукоплескать весь мир». Так не бывает. Ребенок может быть вундеркиндом в восемь лет, а к четырнадцати превратиться в крепкого середнячка. И наоборот: непоседливый и неусидчивый малыш вдруг начинает часами заниматься и в подростковом возрасте показывает не только пора­зительную виртуозность, но и необыкновенную глубину исполнения. По большому счету, это непредсказуемо. Но даже если из ребенка не вырастет второй Ойстрах, разве государству не нужны культурные люди? Разве мы хотим, чтобы на смену нам пришло поколение, не знающее ничего, кроме попсы и русского шансона?


— Согласна, я тоже считаю, что стране сегодня просто жизненно необходима государственная программа, которая поддерживала бы и развивала культуру. И поддержка эта должна выражаться не только в финансировании музыкальных школ, но и в пропаганде подлинных культурных ценностей. Но еще несколько слов о финансировании. Чем же закончилась та неразбериха в девяностых?


— Когда выяснилось, что министерствам мы не нужны, нас отдали муниципалитетам. Вы понимаете, что это означает? Все зависит от мэра, от его отношения к культуре в целом и к музыке в частности. Ну и, конечно, от возможностей бюджета. О какой продуманной государственной поддержке можно тут говорить? Закрыть школы искусств теперь можно решением на местном уровне. Я знаю города, где ситуация очень непростая. А все дело в том, что мы теперь являемся учреждениями дополнительного образования муниципального значения.


— Такой статус чем-то мешает?


— Естественно! Мы сегодня всего лишь учреждения образования. И что же? Когда-то было принято постановление о надбавке в сорок процентов работникам культуры. Пошел я с этим постановлением в наш департамент финансов, а мне говорят: «Прочти название своего учреждения. Где тут слово «культура»?» Парадоксально, но при этом нам продолжают присваивать звание «Заслуженный работник культуры». Вообще как-то трудно представить себе, чтобы музыканты к культуре не имели никакого отношения.


— Авторы открытого письма тревожно комментируют: в стране катастрофически сокращаются учебные заведения творческой направленности. Липецку, на ваш взгляд, в этом смысле что-то угрожает?


— Благодаря местной власти у нас пока все более-менее нормально. Но это пока. Вот у нас в школе более половины преподавателей — пенсионного возраста. Кто их сменит через несколько лет? Кто из молодых специалистов пойдет к нам? Чтобы в первый год работы получить зарплату в четыре с небольшим тысячи, надо набрать двенадцать учеников, что почти нереально. А ставка преподавателя высшей категории? Это пять тысяч триста рублей. Работа же на две ставки — огромная нагрузка. Или такой факт: сейчас в школах стало намного меньше детских творческих коллективов. Педагоги просто не хотят заниматься с ансамблями и оркестрами. Помилуйте, кому это надо за такую зарплату? А деньги на покупку инструментов? Это тоже проблема. У нас многие инструменты приобретены еще в шестидесятые годы, как раз когда мы еще были под началом Минкульта. В нашей школе мы все-таки умудряемся сохранять десять детских коллективов, но надолго ли? Я руковожу нашим симфоническим оркестром четверть века и вижу: ребят увлекает коллективное творчество. Порой даже больше, чем индивидуальные занятия. Представьте, они заканчивают музыкальную школу и просят разрешения продолжить занятия в оркестре. Они не шляются по улицам, не «зависают» на дискотеках. Разве для общества, для страны это не важно?


Действительно, стоит задуматься: чьи достижения наших соотечественников за рубежом не только знают, но и больше всего ценят? Русский балет, оперных певцов, Владимира Спивакова с его оркестром «Виртуозы Москвы», выдающегося пианиста Николая Петрова, тоже, кстати, подписавшего письмо. Без них, как и без многих других, Россия для иностранцев оставалась бы страной матрешек, бурых медведей на улицах и русской водки. Не дипломаты, не политики и даже не ученые, а именно люди искусства всегда были главными нашими парламентерами в зарубежных странах. Они создают яркий образ России, которым восхищаются, которому отдают должное другие народы и континенты...

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 17 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +8 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы
// Здоровье

Лазер против слепоты

Лилия Сергучева, врач-офтальмолог областной больницы № 2
// Здоровье

Боль моя, ты покинь меня

Сергей Кудаев, главный специалист по паллиативной помощи управления здравоохранения Липецкой области, главный врач Липецкой городской больницы № 6 им. В.В. Макущенко
// Здоровье

Промедление опасно для жизни

Елена Рыбина, врач-невролог Липецкой областной клинической больницы
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика

Все, что мимо любви, бессмысленно и напрасно

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Особая стезя

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru // Общество



  Вверх