lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
8 апреля 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

«Я предпочитаю ставить многоточие…»

08.04.2011 "Молодежный вестник". Екатерина Лёвина
// Культура
Фото Анатолия Евстропова
Фото Анатолия Евстропова

Принято считать, что каждый художник, поэт, музыкант, да любой человек искусства обязательно что-то кому-то хотел доказать, кого-то в чем-то убедить или переубедить. И вот толпы зрителей и слушателей начинают упорно выискивать несуществующие подтексты, «выкапывать» тайные смыслы, проводить ложные параллели. Нет, все эти параллели, разумеется, есть. Только вот «копают» по большей части не в том направлении. И в день открытия выставки Андрея Ломоносова на очередной вопрос, кому и что он хотел сказать своими работами, автор ответил фразой замечательного танцовщика ХХ века Фреда Астора: «Я ничего не хочу доказывать своим танцем, я просто танцую».


О ГОРОДЕ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ


Сказать, что Андрея Рюриковича в Липецке знают и любят, – по сути, не сказать ничего. Его обожают студенты, уважают коллеги, им восхищаются и слушают затаив дыхание. Кажется, что ни спроси, ответит. Недаром в мою студенческую бытность однокурсники с придыханием рассказывали, что в детстве вместо сказок он читал толстенные тома энциклопедий и не только великолепно знает несколько иностранных языков, но и пишет на них стихи! «Не много ли комплиментов?» – спросит читатель. Отнюдь. Да и не комплименты это, а факты. Многогранная натура? Факт. Историк, поэт, переводчик, искусствовед? Тоже факт. А тем, кто захочет узнать этого удивительного человека еще и как изящного графика, прямая дорога в областной выставочный зал, что на улице Ленина.


На мой взгляд, довольно странно, что это его первая персональная выставка здесь, в Липецке. Почему странно? Так ведь они уже проходили в Вильнюсе, Варшаве, Париже. Работы экспонировались в Москве и Санкт-Петербурге (на выставке к 300-летию Северной столицы), в Калуге и Мурманске. Ему близки темы книжной иллюстрации, архитектуры и образа города, это чувствуется с первых же минут.


– Даже при беглом осмотре мгновенно «цепляешься» взглядом за изображения Вильнюса и Праги, – делюсь я с Андреем Рюриковичем первым впечатлением. – Сразу возникает мысль, что не просто так им посвящены сразу несколько из представленных здесь работ. Чем эти места так значимы для вас?


– В Вильнюсе я провел много времени, там живут мои друзья, и вот уже около 30 лет почти каждое лето я езжу к ним в гости, – поясняет мой собеседник. – Он всегда в каком-то смысле останется для меня Городом с большой буквы, который сыграл значительную роль и в моем духовном развитии, и в человеческих привязанностях. Он очень дорог мне, потому что блистателен с архитектурной точки зрения, несет в себе ощущение европейской культуры, «уходящей», всего лучшего, что в ней есть. Вильнюс – столица в хорошем понимании этого слова и в то же время город глубоко провинциальный, сохранивший атмосферу жизни уже исчезающей европейской столицы. К тому же он крайне интересен мне как историку, поскольку вырос на стыке польской, литовской, еврейской, белорусской культур. Город, сохраняющий удивительное ощущение диалога.


Мне показалось очень любопытным выражение «зрительные пятна», которым Андрей Рюрикович обозначил вильнюсские работы с выставки. Надо заметить, у него их более трехсот, целый цикл. Хочется надеяться, что мы когда-нибудь увидим их отдельной выставкой.



О ДИАЛОГЕ С ПРАГОЙ И ТАНЦУЮЩЕМ ДОМЕ


– В таком случае что для вас Прага? Какой диалог вы ведете с ней?


– Очень интересный вопрос… – Ломоносов на пару секунд задумывается. – Дело в том, что чешская культура мне не близка, не в пример польской. Пожалуй, Прага – образ, утвердившийся в культуре конца XIX – начала XX веков, и связанные с ним ассоциации. Как видите, я разграничиваю понятия образа и реального пространства. Пражская церковь Святого Николая – это и есть один из самых ранних зрительных образов, связанных с эпохой раннего барокко. Можно сказать, дань детским впечатлениям, в первую очередь от книг и прекрасного альбома Карела Плицки. До сих пор думаю, что, несмотря на большое количество молодых фотохудожников и их старших коллег, пражские работы Плицки – это лучшие архитектурные фотографии ХХ столетия. Он снимает не себя в городе, а сам город, где всегда чувствуется незримое присутствие тонкого, знающего и очень хорошо чувствующего архитектуру человека. На мой взгляд, чешские фотографы вообще держат высокую жанровую планку, потому что их работы такой разной столицы всегда выразительны и нечрезмерно описательны. В них есть пространство для домысливания.


Для меня Прага – еще и концентрированное выражение духа города, умеющего сохранить свою значимость, несмотря ни на какие исторические перипетии. Она пережила многое, хотя и не была разрушена во время Второй мировой войны, что само по себе редкий случай, да и события 1968 года незначительно ее повредили. И сегодня люди находят там некую точку внутреннего равновесия. Существуют европейские города, которые зачаровывают, много тех, что притягивают… Прага – домашняя, уютная, она очень «масштабная» человеку. А ведь момент масштабности города очень важен. Она не давит своим архитектурным величием и грандиозностью, хотя там огромное количество значимых объектов. И человек в ней никогда не станет случайной стаффажной фигурой. Она сама приглашает к диалогу, и тут уже выбор за вами, в каком направлении и с какими объектами его вести.


– Например, с Танцующим домом, – вспоминаю я удивительное «аморфное» здание, столь популярное у туристов. – Кстати, как вы считаете, удачно ли оно вписывается в облик города или все-таки портит картину?


– Безусловно, это очень удачная находка, – отмечает Андрей Рюрикович. – Здание эпохи постмодернизма, когда стало возможно выражать юмор и архитектурными средствами. Ни барокко, ни классицизм, ни готика на такое не были способны. Но поскольку Прага очень форматна человеку, она делает такое соседство естественным. И потом, город не может быть музеем, это в первую очередь среда обитания, в данном случае – пример большого такта, чувства вкуса и понимания «интонации».


Танцующий дом в Праге – две цилиндрические части здания, в шутку называемые «Джинджер и Фред». Резко контрастирует с соседствующим цельным архитектурным комплексом рубежа XIX—XX веков. Это офисный центр, в котором располагаются несколько международных компаний. На крыше находится французский ресторан с видом на столицу Чехии.



О ЮМОРЕ В ЖИЗНИ И ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ


Изменения, адекватные времени, постоянно происходят не только в городах. Это – следствие. Меняются люди, становясь… нет, не лучше или хуже, просто другими. А что-то остается в нас неизменным. В работах Анд-рея Ломоносова изрядная доля юмора присутствовала всегда.


– Приятно, что вы это обнаружили, – замечает он. – Человек, занимающийся искусством и лишенный доли самоиронии, производит довольно горестное впечатление. Как говорил премьер-министр Великобритании лорд Биконсфилд: «Жизнь – слишком серьезная штука, чтобы относиться к ней серьезно». А в искусстве это вдвойне актуально.


Вопрос коллеги с телевидения:


– С каким лицом нужно творить искусство?


– С лицом, которое не вызывает чувства отвращения у самого себя.


Мы подходим к заинтересовавшей меня работе «Сон Гофмана», и разговор заходит о тех самых подтекстах, с которых я начинала рассказ о выставке Ломоносова.


– Образ творчества Гофмана здесь можно считать импульсом, – поясняет Андрей Рюрикович. – Название, разумеется, дань формату выставки. Я вообще думаю, что называть работы нужно только в случае крайней необходимости.


– В любом случае у каждого зрителя возникнет свое название, равно как и личностно окрашенный ассоциативный ряд…


– Совершенно верно. Мне очень близки тысячекратно повторяемые слова Иосифа Бродского из его нобелевской речи: «Если искусство и способно чему-то научить человека, то это отдельности человеческого существования». Уникальная возможность любого занимающегося творчеством – вступить в диалог с каждым зрителем и слушателем. Поэтому я предпочитаю ставить многоточие, оставляя пространство для размышлений.


К слову, в экспозиции есть работа, которая так и называется: «Диалог». Поверьте, там есть над чем задуматься.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх