lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
8 апреля 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Образование 

Я уже 21 год как Елена Сергеевна

08.04.2011 "Молодежный вестник". Елена Мещерякова
// Образование
Фото из архива автора

Стою перед дверью, пытаюсь успокоиться. Куда там... Руки трясутся, колени дрожат. А сейчас мне предстоит показать все, на что я способна. Думаете, у меня сегодня собеседование с работодателем? Ничего подобного, все гораздо страшнее: я пришла в школу на первую педагогическую практику.


Учась в школе или институте, мы не задумываемся над тем, с какими проблемами приходится сталкиваться педагогу. И только попробовав себя в роли учителя, можно осознать всю сложность этой профессии. Недавно такое испытание на прочность довелось пройти и мне.


Нашей группе повезло: почти всех распределили в 12-ю гимназию. Про первые дни я могу сказать так: знакомство с педагогами и мучительные попытки запомнить хоть кого-нибудь из своих будущих учеников. Меня неприятно удивил один случай: на уроке русского языка преподаватель потребовал у мальчика дневник, а тот в ответ заявил: «А зачем он вам? Вы все равно ничего не напишете!». Но учитель с честью вышел из ситуации. Его слова: «Ты так думаешь? Поверь, я умею писать» – вызвали в классе одобрительный смех, и юный грубиян, пристыженный, сел на место.


ПЕРВЫЙ БЛИН


Через неделю нам предстояло узнать о всех радостях педагогической жизни на собственном опыте. Думаю, я навсегда запомню тот момент. Перед первым самостоятельным уроком собираемся в учительской: все стараются казаться спокойными, но получается из рук вон плохо.


– Девочки, ничего не бойтесь, вы со всем справитесь, – пытаются приободрить нас методисты. Не знаю, как остальные, а я не понимаю ни слова из того, что мне говорят.


Но вот звонок перекрывает шум перемены, и практиканты расходятся по классам. В 6 «Г», где преподаем мы с подругой, – урок литературы. Сегодня одна из моих самых любимых тем: рассказ В. Г. Короленко «В дурном обществе». Надеюсь, это поможет собраться с мыслями. Начинаю с небольшого вступления о жизни и творчестве писателя. Все идет хорошо, но вдруг замечаю, что один из ребят что-то бормочет себе под нос.


– Миша, ты мешаешь мне вести урок, – обращаюсь к мальчику.


– Я уже 12 лет как Миша, – дерзит он.


– А я 21 год как Мещерякова Елена Сергеевна, – нахожусь я.


Очевидно, такого ответа ребенок не ожидал и тут же замолчал. Этот маленький конфликт был на уроке единственным. В тот день мы говорили о главном герое рассказа, который, не спросив у отца разрешения, отдал любимую куклу сестры умирающей девочке, и пытались представить себя на его месте. Что меня удивило в ответах детей, так это серьезность, с которой они обсуждали проблему.


Например, один из ребят заявил, что если бы он оказался на месте героя, то прежде всего постарался бы наладить контакт с отцом. Его соседка по парте поддержала эту мысль и добавила, что больной девочке нужна была не кукла, а лекарства, а достать их мог только окружной судья, то есть отец главного героя. Но больше всего меня поразила Лена, которая честно сказала, что не знает, как поступила бы в подобной ситуации. «Об этом стоит подумать», – заметила она.



«ЭТО – ФИЛФАК!»


После урока – традиционный сбор в учительской. Обмен впечатлениями, нервный смех и невероятная радость оттого, что все удалось. Не хватает только Маши, то есть теперь Марии Викторовны. Но вот через несколько минут приходит и она, счастливая и улыбающаяся.


– Девочки, вы не представляете, что мне сейчас ученик сказал.


– Судя по твоему настроению, нечто очень хорошее.


– Такое только ребенок мог сочинить! Я объясняла новые английские слова и попросила придумать с ними несколько словосочетаний. Так вот, один из ребят соотнес прилагательное «процветающий» со словом «картина».


– А как он это объяснил?


– Оказывается, когда художник рисует, то использует разные цвета, следовательно, его картина «процветает».


– А наши сейчас писали изложение по рассказу Н. Носова «Снегири», и я попросила учеников представить себе этих птиц и сказать, на кого они похожи, – делится одна из девушек. – Вы бы с чем сравнили снегирей?


– Может быть, с капельками крови или с ягодами рябины? – размышляем мы.


– Я тоже об этом сразу подумала. А дети решили, что эти птицы похожи на наливные яблочки! – смеется она.


Неожиданно сзади раздается голос: «Что, товарищи педагоги, обсуждаете первый рабочий день?» Это Лариса Леонидовна Москвина, преподаватель русского языка и литературы гимназии, пришла узнать о моральном состоянии начинающих учителей после дебюта.


– Ничего, у страха, как говорится, глаза велики, – улыбается Саша.


– Да, не так страшен черт, как его малюют, – подтверждает кто-то из девочек.


– Это – филфак! – глубокомысленно замечает молодой педагог с ЕГФ и выходит из учительской. Ура, наш дебют состоялся!



«ОБЫКНОВЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ БУДНИ»


Говорят, самое сложное в любом деле – начать, и я полностью согласна с этим утверждением. Начало нашей педагогической деятельности было положено, так что с того дня мы активно включились в процесс образования.


Не знаю, кто придумал фразу «обыкновенные школьные будни», но она точно не отражает всего энтузиазма и делового настроя моих подруг. Каждый день мы оставались после уроков, готовили с детьми внеклассные мероприятия, проверяли сочинения. Мне особенно запомнилась работа одной пятиклассницы. Девочка писала о том, легко ли людям прощать друг друга. «Размышляя над словом «прощение», – пишет она, – я задаю себе вопрос: как простить преступников, которые убивают невинных людей, издеваются над ними? Не могу в душе простить их поступки, хотя, может, они и сами не знают, что ими двигало в те минуты».


Сложно представить, что ребенок способен так по-взрослому размышлять о столь серьезных вещах. Можно было даже предположить, что ему помогали родители, если бы я сама не задала написать сочинение в классе.


Когда ученик доверяет тебе свои мысли, это дорогого стоит, и я думаю, каждая из нас была бы рада вести в гимназии уроки до конца учебного года, но все на свете когда-нибудь заканчивается. Пришла пора и нам проститься с ребятами. Я тогда шла по коридору и думала, что через несколько дней мы опять станем обычными студентами, переписывающими друг у друга конспекты и боящимися сессии. На всю жизнь запомню как свой первый, так и последний «практический» день, когда, гуляя по школе, стала невольным свидетелем разговора двух педагогов.


– Представляете, пятые и шестые классы вчера олимпиаду по русскому языку написали, и она должна быть проверена к завтрашнему дню. А в 6 «Б» скоро викторина по рассказам Чехова, я хотела изменить некоторые задания. Как все успеть?..


– И я не знаю, что делать. Одиннадцатиклассники уже неделю просят проверить сочинения по роману «Мастер и Маргарита», но у меня не хватает времени. А через два дня нужно выставить ученикам предварительную аттестацию и сдать отчет по питанию.


– Да, отдавать себя детям – это одно, а бумажной волоките – совсем другое.


Наверное, в этих словах вся суть трагедии преподавания в современной школе. И теперь, когда мы сами узнали, как трудно работать с детьми, улаживать конфликты на уроке и вне его, мне хочется поклониться наставникам, которые учили и учат нас.


Вы не представляете себе, какой огромный объем работы сегодня приходится выполнять педагогу: он одновременно должен быть психологом, администратором, клерком, бухгалтером… Список можно продолжать бесконечно.



И ЧТО В ОТВЕТ?


В одном методическом пособии я прочитала, что учитель, прежде чем объяснять детям новый материал, должен морально подготовить их к этому. Интересно, в чем будет заключаться эта подготовка и сколько она займет времени? Почему-то раньше никто не говорил о таких вещах, как микроклимат в классе или психологический комфорт на уроке, тем не менее наша система образования была лучшей в мире, и никакому ученику, даже самому отъявленному хулигану, никогда не пришло бы в голову оскорбить преподавателя. Вспомните сцену из фильма «Девчата», когда пожилая учительница делает строгий выговор Федору Егорову, ученику вечерней школы, по поводу того, что он никак не бросит курить:


– Ай-ай-ай, Егоров!


– А что, Марья Гавриловна?


– Мне кажется, в седьмом классе вы не курили.


– Курил, Марья Гавриловна, – виновато отвечает Федор.


– Ведь никотин – это яд!


– Да? Спасибо, Марья Гавриловна! До свидания!


Сегодня такой разговор кажется нереальным. Справедливое замечание педагога и уважительное отношение к нему ученика – ничего сверхъестественного. А что происходит сейчас? Вполне закономерные требования учителей воспринимаются в штыки, а проверка домашнего задания превращается в фарс.


Но ведь педагог – это не обслуживающий персонал. Его первостепенная задача – давать детям новые знания и помогать их усваивать. А в ответ на эту помощь он вправе рассчитывать на уважительное и доверительное отношение. Об этом мы часто говорим на лекциях по педагогике. И я надеюсь, что студентам нашего курса удастся перенять опыт преподавания у наших наставников и стать для них надежной опорой, потому что теперь я точно знаю: нет ничего прекраснее ребенка, бойко отвечающего урок, неуверенных строчек, написанных в тетради крупным детским почерком, и учителя, взволнованно объясняющего что-то своему ученику.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 12 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сказка для взрослых

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура

Волонтер серебряного возраста

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Рекорды липецкой воды

Евгений Арутюнов, sport@lpaper.ru
// Спорт

Инвесторы ищут профессионалов

Николай Рощупкин
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 

Доходы казны возрастут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Власть

Задачи для профессионалов

Кирилл Васильев // Экономика

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Вместе остановим беду

Андрей Филатов, главный врач Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями // Здоровье

Чтоб он исчез, лишний вес!

Анжелика Юдина, врач-эндокринолог Липецкой областной клинической больницы // Здоровье



  Вверх