lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
8 апреля 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Перемены продиктованы жизнью

08.04.2011 "Липецкая газета". Софья Вобликова
// Образование

Совсем недавно американское рекрутинговое агентство провело опрос: представители каких профессий считают себя самыми счастливыми. В число лидеров вошли специалисты в области биотехнологий, менеджеры по работе с клиентами и — учителя. Причем авторы исследования отмечают, что в вопросах счастья есть факторы более важные, чем денежные доходы. Так что, возможно, и российские педагоги, проведи подобный опрос в нашей стране, оказались бы солидарны в этом с заокеанскими коллегами. Пока же можно только гадать, прибавил ли счастья нашим педагогам прошедший 2010 год, объявленный Годом учителя. Но вот новые веяния в их жизнь он привнес точно. Об этом свидетельствуют и инициатива «Наша новая школа», и проекты закона «Об образовании» и новых федеральных государственных образовательных стандартов для старших классов.


Эти два проекта вызвали необычайно заинтересованную реакцию общественности, хотя широкомасштабное реформирование системы образования в нашей стране началось не вчера, а еще лет десять назад. Размах преобразований таков, что можно говорить не о реформе, а о революции в данной сфере. Ведь затрагивают они не только какие-то внешние моменты — смену формы аттестации или внедрение новых технических средств в образовательный процесс, но и глубинные основы того, что принято именовать традициями российской школы. Потому что в одном ряду плохо сочетаются такие понятия, как «конкурентоспособность», «образовательная услуга» и «подвижничество», «служение призванию». Атмосфера в образовании становится суше, более прагматичной, деловитой. Возможно, так и должно быть, учитывая современные реалии. А возможно, и нет.


Что же думают обо всем этом педагоги Липецкой области? Какие радости и сложности привнесли в их деятельность свершившиеся перемены в отрасли, что они ждут от грядущих? Например, от повсеместного перехода на новые образовательные стандарты начальной школы, планируемого на 1 сентября этого года. Уже сегодня по ним — в порядке эксперимента — живут 34 класса в 25-ти образовательных учреждениях региона.


Одно из них — лицей села Добринка. Участниками эксперимента здесь стали учитель начальных классов Елена Коробова и ее первоклашки.


— Мне очень нравится работать по новым стандартам, — делится впечатлениями педагог. — Это интересно, открываются новые возможности, новые формы работы. Вначале было очень тяжело. Ведь, говоря проще, надо было очень многое поменять в сознании: главная задача учителя теперь не просто дать готовые знания, а научить детей самим их добывать и применять на практике.


Нашей собеседнице очень помогли и курсы переподготовки, и постоянное самообразование. Пройти обучение и начать самим искать нужную информацию Елена советует и всем своим коллегам, которые этой осенью возьмут первые классы. «Главное — четко понимать, что от тебя требуется, и по-настоящему хотеть реализовать это. Только тогда будет хороший эффект», — считает Коробова.


В липецкой гимназии № 12 новые стандарты внедряются уже второй год. В прошлом учебном году здесь сделали смелый шаг — попробовали перевести на «новые рельсы» сразу четыре первых класса.


— По большому счету, мы не были готовы к этому, — признается директор гимназии Ольга Уласевич. — Учебная деятельность вопросов не вызвала: учителя у нас квалифицированные, учебники остались теми же. Но вот вторая половина дня… Несмотря на то, что у нас большое количество кружков, организовать еженедельно по десять часов дополнительных занятий в каждом из четырех классов оказалось проблематично. Резко возросла нагрузка на учителя — раз. Нехватка свободных помещений для занятий — два. И к тому же не все родители были готовы к новому режиму работы, хоть изначально согласились с нововведениями все.


До конца года в рамках новых стандартов дожили лишь два класса. Сейчас это уже второклассники, они и их педагоги продолжают жить в том же режиме. А в этом году новые стандарты осваивает лишь один первый класс. Кроме того, гимназия заключила договоры со специалистами из сферы дополнительного образования, которые и проводят занятия во второй половине дня. Пока все идет успешно. Но вот что будет 1 сентября, когда все первоклассники начнут учиться по новым стандартам? Перед школами, где учеба идет в две смены — а среди них много именно тех образовательных учреждений, что считаются самими лучшими, — очевидно встанет проблема нехватки помещений, где можно было бы проводить занятия второй половины дня. Можно, конечно, выходить за школьные стены, но…


— Здесь тоже есть вопросы. Музеи или бассейны не откроют нам двери бесплатно только потому, что у нас новые стандарты. Значит, нужно дополнительное финансирование. И если школы начнут массово привлекать профессионалов из сферы дополнительного образования, то хватит ли их на всех? — размышляет Ольга Уласевич.


— Главное, что мы должны учитывать, — качество образования, — добавляет она. — Именно об этом надо думать прежде всего, предлагая ту или иную инновацию. Вот сейчас мы вводим третий час физкультуры. Начинание вроде бы благое. Но если учесть нехватку педагогических кадров, весьма скромные возможности школьных спортзалов, то эта идея оказывается уже не так хороша. Или взять интегрированные предметы. Если химию, биологию, физику, географию объединять в один курс, как это предусмотрено проектом стандартов для старших классов, то уже сейчас надо готовить соответствующих специалистов. Иначе получится просто профанация образования.


— Нужны хорошие учителя учителей, — продолжает тему учитель математики липецкого лицея № 44 и победитель городского конкурса «Учитель года-2011» Ольга Иванова. — Да, есть проблема психологической неготовности педагогов к переменам. Меняться сложно. Я сама лет пять назад была против информатизации, считая, что мела, тряпки и хорошей головы на уроке вполне достаточно, чтобы и объяснить, и увлечь. Сейчас об этом даже вспоминать смешно. Дети изменились, мир вокруг изменился — в своей скорлупе нельзя оставаться. Но учителям надо помочь. Проблем у них сегодня много, они сильно загружены, и заниматься саморазвитием порой просто некогда.


Не самое лучшее материальное положение учителей — еще одна проблема, влияющая на отношение педагогической общественности к внедряемым реформам. И хоть в последнее время, после введения новой системы оплаты труда, средняя заработная плата растет (в нашей области, например, средняя оплата труда учителя в прошлом году составила 12076 рублей, что почти на двенадцать процентов больше, чем в 2009), данная тема по-прежнему актуальна. Вот и на недавнем заседании правительства премьер-министр РФ Владимир Путин поднял вопрос о повышении зарплаты учителей на треть.


Сочетание серьезной нагрузки и невысокой оплаты труда отпугивает от школы молодых специалистов.


— В городском конкурсе есть номинация «Надежда», в ней соревнуются выпускники Липецкого пединститута. И в беседе с ними понимаешь, что никто из них в школу не спешит. А ведь это лучшие студенты, которые действительно могли бы украсить наше образование. Но и те, у кого успехи похуже, тоже не стоят в очереди к классной доске. Кто же придет нам на смену? — спрашивает Ольга Иванова.


Этот же вопрос задала участникам итоговой коллегии областного управления образования и науки председатель городского департамента образования Анна Шамаева. По ее словам, из пяти тысяч работников сферы образования в Липецке молодых специалистов лишь 217. «Если не будет кардинальных перемен в государственной политике, — отметила она, — направленных именно на улучшение материального положения учителей, то кто будет учить наших детей через пять-десять лет?». И кто, можно добавить, будет воплощать реформы в жизнь?


Родителей же, судя по тому, что слышишь в беседах перед классными собраниями, волнуют несколько иные вопросы. Образование будет платным, главными уроками станут ОБЖ и физкультура, все делается для того, чтобы загнать детей в училища — вот, вкратце, основные «страшилки», которыми щекочут себе нервы мамы-папы.


— Самое неправильное, на мой взгляд, что происходит сегодня в обществе, — это то, что люди обсуждают нововведения, пересказывая пересказы других людей. Думаю, в Липецкой области найдется в лучшем случае несколько десятков людей, которые сами читали тексты стандартов или проект закона «Об образовании», — говорит начальник областного управления образования и науки Юрий Таран. — Это им, по большому счету, и не нужно. Главное внимание родители должны уделить двум моментам: кто будет учить их ребенка и по каким учебникам он будет учиться. Это самое важное. Никаких серьезных перемен для родителей не произойдет, кроме того, что несколько изменится режим учебы детей из-за дополнительных занятий во второй половине дня. Но мое личное мнение: столь острое обсуждение новых стандартов в обществе должно послужить сигналом Министерству образования и науки, что вводить их надо с крайней осторожностью.


По словам Юрия Тарана, школы нашей области к внедрению новых стандартов для начальной ступени готовы. Учителя проходят необходимое повышение квалификации, работают экспериментальные площадки, педагоги делятся опытом. Совсем недавно, например, прошла региональная научно-практическая конференция, посвященная введению в школах области новых стандартов начального общего образования.


— Важно, чтобы школы уже сегодня знали, какова будет образовательная программа, которую они сами для себя разрабатывают, а педагоги заранее должны задумываться над тем, как эта программа реализуется в их собственных учебных планах, — подчеркивает Таран.


— Нацпроект «Образование» стал лакмусовой бумажкой, которая выявила актуальные проблемы отрасли. Его реализация показала неготовность части наших коллег к переменам и их нежелание нести ответственность за результаты своей деятельности, — продолжает начальник управления. — Обнажил он и еще одну беду — правовой нигилизм. Законы есть, но их принято критиковать, не исполняя при этом даже наполовину. Когда мы приходим с проверкой в школу, это очень заметно. Например, законом запрещено проводить какой-либо отбор при приеме в первый класс. Но в уставах почти каждой пятой школы, особенно городских, такой пункт есть. Или анализируем, как распределяются средства, выделенные на оплату труда. Оказывается, на бумаге — одни надбавки за определенный вид деятельности. На деле же выплачиваются совсем другие и за другую работу. Но положения об оплате труда составляет сама школа! И никто не заставляет ее делать все по одному шаблону. Просто так привыкли, так проще.


Вопрос квалификации управленческих кадров в образовании — отдельная острая тема в разговоре о реформах. Реализация многих положений, законов требует от директоров школ, руководителей муниципальных отделов не просто правовой и экономической грамотности, но и творчества. Проявлять же его, учиться, брать на себя ответственность спешат не все.


— В реализации ФЗ-83 все видят лишь переход в новый статус — автономное учреждение, бюджетное или казенное. Но еще один серьезный пласт закона — формирование государственного, муниципального заказа. Это очень важно: что муниципалитет как учредитель закажет конкретному образовательному учреждению, на то и будут выделены деньги. Муниципалитеты нас сейчас просят: помогите разработать заказ. Но мы просто не в состоянии это сделать, ведь в каждом районе — своя специфика, и учесть ее проще тем, кто на местах. Коллеги же недовольны тем, что им самим нужно сделать их же работу, — говорит Таран.


Многие проблемы, отмечает он, вполне решаемы на местном уровне и даже уровне школы. Просто нужно грамотно использовать те новшества, которые приносят в образование реформы. Тогда и платить учителям можно уже сегодня больше, и для молодых специалистов создавать более привлекательные условия, и даже пресловутая оптимизация — вовсе не закрытие школ, а механизм разумного перераспределения ресурсов, при помощи которого и вопрос перегруженных школ решить тоже можно.


Но отчего все же общество именно сейчас так взволнованно говорит о реформах образования?


— Нацпроект высветил и лидеров отрасли. Их немного — процентов 10-15, пожалуй, так и должно быть. Но при этом между ними и всеми остальными — большой отрыв. А дети учатся везде. Поэтому-то без серьезной модернизации образования не обойтись, — подводит итог Юрий Таран. — Президент РФ Дмитрий Медведев заявил об инновационном развитии экономики страны. И все с этим согласны. Но когда говорят об инновационном развитии образования, все начинают говорить: «Нет, нам этого не надо, давайте оставим все как есть». Но нужно двигаться вперед, иначе нельзя.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 24 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +22 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова // История

Животноводы бьют рекорды

// Сельское хозяйство

Дорога по России начинается с Чаплыгина

Евгения Ионова // Культура

На чемпионской высоте (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество



  Вверх