lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
1 апреля 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Сага о форсайте

01.04.2011 "Липецкая газета".
// Общество

Вначале — цитата из детектива «Русский транзит»: «Жизнь богаче фантазии», — сказал доктор, обследовав подмосковные детсады на завшивленность». Впрочем, фантазия иных людей бывает настолько «богаче» жизни, что в нормальном сознании просто не укладывается. Предлагаю вам с трех раз угадать, о чем может идти речь.


В недалеком будущем вам будет предложено сдавать экзамены и получать лицензию (!) на право быть родителями. Ну, как на водительские права. Даже если ребенок у вас уже есть. Провалили экзамен — ребенка отберут. Дети будут сами выбирать себе семью или даже несколько семей, кому как больше понравится. Для детей будут созданы особые города, оборудованные по последнему слову техники, где с ними будут заниматься специально подготовленные кураторы. «Некомпетентных» родителей будут стерилизовать и предлагать им ребенка-робота.


Полагаете, я перес­казываю вам фабулу какого-нибудь научно-фантастического романа, антиутопии? Воспаленный бред больного воображения пациента психиатрической лечебницы? Программу неофашистов? Ошибаетесь. Это форсайт-проект «Детство-2030», подготовленный фондом «Мое поколение» и Международной методологической ассоциацией. Так сказать, стратегия, направленная на защиту и развитие наших детей, на создание в ближайшем будущем конкурентоспособной нации. На самом сайте фонда все расписано очень красивыми и правильными общими фразами. Песня, а не проект! Но вот если заглянуть в сам текст, проанализировать прилагающуюся «дорожную карту», где все «инновации» распределены по годам, тогда можно будет сформировать подлинные задачи проекта.


В образовании предполагается переход на чипизацию мозга детей «для связи с глобальными информационно-управляющими сетями» (это к две тысячи тридцатому году). Введение обязательного лицензирования и экзаменов на право воспитания собственных детей. Генная модификация человека с целью повышения его способностей. Отказ от детско-родительской любви как заблуждения и атавизма. Отказ от установки «дети растут в семье» (это уже к две тысячи двадцатому). Отказ от добропорядочности и поддержки престарелых родителей, поскольку они не повышают нашу конкурентоспособность. Отказ от стереотипа «дети должны разделять ценности своих родителей». Передача детей «неуспешных» родителей в «компетентные воспитательные сообщества», поскольку семейная структура резко тормозит их развитие (к две тысячи двадцать пятому). Управление способностями и «характеристиками детей» посредством их программирования. Упразднение традиционной семьи с заменой многообразием форм семейной жизни. Это, если, так сказать, коротенько.


Пожалуйста, не крутите пальцем у виска и не выдергивайте в ужасе последние волосы на голове. Я понимаю, что первая реакция может быть именно этих двух типов. Лучше задумайтесь. То, что вы об этом ничего не знали, не означает, что этого нет. Проект был представлен в числе других прошлым летом в Шанхае на выставке «Экспо-2010».


Я не рискну взять на себя смелость единолично критиковать столь «прогрессивные» разработки. Может, я совсем уж косная и устаревшая. Может, мой интеллектуальный уровень не позволяет оценить все достоинства предлагаемых инноваций. Просидела, понимаешь, всю жизнь в Липецке, воспитывала ребенка без всякой лицензии, как Господь на душу положит, а туда же, лезу подвергать сомнению исследования современных ученых. Ладно, заручимся мнением специалиста. Моя собеседница — сотрудник липецкого Центра глубинной психологии Ольга МЕДВЕДЕВА.


— Ольга Николаевна, вы детский психолог, вам, как говорится, и карты в руки. Ваши впечатления от проекта?


— Сказать «кошмар» — значит, ничего не сказать. Даже если отбросить фантастические идеи о чипизации и генной модификации детей, все равно страшно представить себе последствия от радикальной ломки самих семейных традиций и традиционных ценностей. Точнее сказать, я как психолог очень хорошо себе эти последствия представляю.


— Авторы проекта утверждают, что к две тысячи двадцатому году традиционная семья разрушится окончательно. А потому должен произойти переход к «множественным семейным формам». Это могут быть «гостевые» семьи, могут быть несколько семей одновременно и вообще любой вариант, который понравится ребенку. Дескать, ребенок сам должен решать, где и с кем ему жить. И ссылаются они в первую очередь на большое количество разводов и так называемых «материнских семей».


— Вот уже здесь не соглашусь. Что такое традиционная семья? Папа, мама, ребенок. Допустим, родители развелись или женщина родила без мужа. Но в роду все равно есть мужчина, который и займет место отца! Это не значит, что он будет ежедневно заниматься воспитанием ребенка, но как мужчина он будет присутствовать в семье, полоролевые отношения сохранятся. Я вообще не знаю ни одного цивилизованного общества, которое бы заявило об отказе от традиционной семьи. Да, после развода родителей у ребенка могут возникать психологические проблемы, но это повод, чтобы всемерно укреплять семью, а не отказываться от нее.


— Вообще родители в проекте «задвинуты» куда-то на самый «задний двор». Нам предлагается забыть о наших взглядах, принципах, воспитании, опыте. Забыть о существовании общественного мнения. И все это для того, чтобы предоставить ребенку полную свободу для самоопределения. Но есть, по-моему, и еще одна подспудная причина, которую сами авторы формулируют так: «сломать старую идеологическую парадигму».


— Знаете, у меня впечатление полной некомпетентности этих авторов. Они ссылаются на какие-то исследования, но при этом не указывают никакой статистики. По принципу «одна бабушка у подъезда сказала». Они сами не очень понимают, о чем пишут. Как ребенок может сам определиться, что такое хорошо, а что такое плохо, если у него нет жизненного опыта? Да и получая этот опыт в песочнице, в детском саду или в школе, он все равно возвращается с ним в семью и там уже происходит анализ, интеграция с родительским и в итоге кристаллизация его личного опыта. А как можно сознательно отказываться от вековых нравственных ценностей? Фактически это означает отказаться от веры, от христианских заповедей.


— Так нас ведь и упрекают в том, что у нас модель «оградительного детства». То есть мы ограждаем детей от плохого, вредного, опасного, вместо того, чтобы предоставить им свободу выбора. По мнению авторов проекта, детство должно быть «компетентным». Иными словами, ребенок сам решит, что ему делать: пить пиво или курить марихуану. Попробует и решит. В проекте, правда, еще предлагается модель «прикольного детства», но я так толком и не поняла, что это такое.


— Для любых родителей естественно ограждать своих детей от опасности и передавать свой опыт. Причем это не только у людей, это и в дикой природе. Это закон сохранения жизни. Знаете, что самое ужасное в предлагаемых «инновациях»? Из проекта полностью исключена эмоциональная составляющая. Эмоции матери, эмоции ребенка в расчет не берутся. Дети будут расти в «воспитательных сообществах» под наблюдением кураторов. Фактически, те же детские дома, но только хорошо технически оснащенные. Дети без любви. А вы знаете, что девяносто процентов выпускников детских домов демонстрируют негативное, асоциальное поведение? Потому что невозможно воспитать без любви.


— А о воспитании в проекте речь вообще не идет. Главная задача — дать человеку максимальный объем информации. Для этого и предполагается вживление чипов. Нужен тебе курс высшей математики — ты его за секунды себе в мозги закачал. Так что с российской педагогикой, считайте, тоже покончено. Любой профессией, как утверждают «форсайтчики», можно будет овладеть виртуально.


— При этом почему-то не учитывается, что для получения знаний даже через Интернет необходима мотивация. А зачем получать какие-то знания, когда в том же Интернете можно просто играть? Меня еще потрясло то, что момент «выхода во взрослую жизнь» каждый тоже должен определять себе самостоятельно. Причем это можно будет сделать в период от четырнадцати до тридцати лет. Представляете жизнерадостных недорослей, которые до тридцати будут жить в «городах детства»? Разве можно рассчитывать на то, что эти «дети» создадут потом свои семьи, сами захотят иметь детей? Если же говорить об образовании и педагогике, то странно напоминать очевидное: педагог играет колоссальную роль не только в профессиональной подготовке, но и в становлении личности. Опять же, если вспомнить: у гениальных ученых были гениальные ученики. Ну о гениях нам, похоже, придется забыть, несмотря на всю генную инженерию.


— Вот вы говорили, что в проекте начисто отсутствует эмоциональная сторона, отсутствует любовь. Скажите как детский психолог, чем еще это грозит?


— Нам когда-то показывали документальный американский фильм. Малыша, которому чуть больше года, на неделю отдают в специализированное учреждение. В семье все хорошо, просто маму отвезли в роддом, а папа работает и не может с ним сидеть. Камера фиксирует дикую истерику в первые дни. Потом малыш пытается адаптироваться. К концу недели он замыкается в себе и не реагирует на окружающих. Когда его привозят домой, он категорически отказывается идти на руки к матери. Поверьте, даже такая кроха расценивает это как предательство, потому что безумно нуждается в материнской любви. Если же вести речь о последствиях отсутствия такой любви, то можно начать с состояния тревожности у ребенка и закончить нарушениями в психическом развитии и психосоматикой. Что же касается этих «воспитательных сообществ», то там будут расти биороботы, а не люди.


— Ну авторы проекта популярно объясняют, что родители не знают, как правильно любить детей. Вспомните историю с нашей актрисой во Франции, у которой отобрали ребенка с формулировкой «удушающая материнская любовь» только за то, что она взяла малыша на руки и крепко обняла. Вполне понятно, откуда ветер дует. Вы обратили внимание, что в проекте в качестве главных целей постоянно упоминаются «лидерство», «успешность», «конкурентоспособность»?


— Я еще обратила внимание на то, что вместо слова «люди» используется словосочетание «человеческий капитал». Интересно, кто будет распоряжаться этим капиталом? Хотя с помощью чипов возможно все. Так вот, об успешности. Как психолог я отлично понимаю, что в силу характерологических качеств далеко не каждый может быть успешным с точки зрения авторов проекта. Кто-то абсолютно счастлив, работая учителем начальных классов. Кому-то просто плевать на материальное благосостояние. А кто-то хочет, чтобы его не трогали и позволили в свободное время решать шахматные задачки. Кто посмеет определить, что такое успех для каждого конкретного человека? Или «неуспешные», «нелидеры» будут просто выбраковываться? Такое уже, кажется, было. Или история нас ничему не учит?


P.S. Такое впечатление, что чересчур рьяные экспериментаторы в области образования существуют вне времени и пространства. Они словно не замечают усилий и власти, и общества по укреплению именно традиционной семьи, по сохранению национальных нравственно-духовных основ в школе. Уже не раз то президент, то премьер вынуждены были охлаждать пыл иных из этих реформаторов. Но те, как видим, не унимаются и взамен одного негодного, да просто шокирующего проекта подсовывают новый, еще более дикий. Кстати, в конце минувшего года Общественная палата РФ отложила рассмотрение плодов неусыпного труда «форсайтщиков». Надеюсь, что когда его все-таки обсудят (если до этого вообще дойдет дело), он будет категорически отвергнут. Иное решение просто представить невозможно.


Р.Р.S. Так получилось, что этот материал попадет к читателю 1 апреля. Однако он никакого отношения к первоапрельским шуткам и розыгрышам не имеет. Все очень серьезно. К сожалению.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 17 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +7 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы
// Здоровье

Лазер против слепоты

Лилия Сергучева, врач-офтальмолог областной больницы № 2
// Здоровье

Боль моя, ты покинь меня

Сергей Кудаев, главный специалист по паллиативной помощи управления здравоохранения Липецкой области, главный врач Липецкой городской больницы № 6 им. В.В. Макущенко
// Здоровье

Промедление опасно для жизни

Елена Рыбина, врач-невролог Липецкой областной клинической больницы
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика

Все, что мимо любви, бессмысленно и напрасно

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Особая стезя

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru // Общество



  Вверх