lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
28 марта 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Сон юного пианиста, или Липецкая фабрика музыкальных грёз

28.03.2011 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура
Фото Николая Черкасова
Фото Николая Черкасова«Бабочки» из Воронежского хореографического училищаВ «Путешествие» вслед за сереньким козликом проездом через Саратов в Нью-Орлеан зрители отправились вместе с «Мозаикой»«Орнитологическая» пьеса Сен-Санса «Вольер». «Л-с трио» и солисты Липецкого симфонического оркестра

Нам, журналистам, приходится писать о разном и по-разному. Иногда – срочно в номер, чаще – вдумчиво и размеренно. Но когда принимаешься за материал о трудовых буднях Липецкой областной филармонии, как будто попадаешь в сказку, из которой сложно потом выбраться в реальность. Вот и теперь, стоило пойти на очередную программу под интригующим названием «Зоологическая фантазия», этот филармонический мираж обуял с головой и увлёк завораживающей чередой своих умопомрачительных воплощений.


Фантазии Наталии Мекаевой


В субботний вечер 19 марта в холле областного центра культуры и народного творчества собралось непривычное для филармонического мероприятия число детей. И их родителей, разумеется. Я, признаться, предполагал, что отправился на «взрослую вечеринку». Мальчишки и девчонки, однако, вели себя столь же степенно, как и их провожатые, и налицо было полное осознание того, куда и зачем их привели. А привели детей на мультимедийное шоу, которое придумала директор филармонии Наталия Николаевна Мекаева. Если кратко: на час с небольшим зал погрузился в блаженную медитацию, в сон юного пианиста Саши Турбанова, которому снились забавные птицы и хищные звери, Липецкое трио баянистов и ансамбль «Мозаика». И ещё много чего...



– Наталия Николаевна, сегодня как никогда много ребятишек, хотя программа и не была изначально заявлена как сугубо детская.


– От наших постоянных слушателей уже давно поступали пожелания сделать специальное мероприятие, на которое они могли бы захватить с собой детей, не опасаясь, что те заскучают. В общем-то, собрать в одном зале и тех, и других – довольно непросто. Чем занят современный ребёнок? Много смотрит телевизор, часами сидит, уткнувшись в монитор компьютера. Информация, визуальное содержание, которые он потребляет через эти каналы, не всегда удобоваримы и соответствуют высоким эстетическим стандартам. Механизм восприятия современного человека основан на клиповом мышлении, поэтому идея совмещения в одном пространстве академической музыки, видео, хореографии и слова представляется мне весьма жизнеспособной как способ донесения настоящего, высококлассного искусства до зрителей. Ребёнок смотрит на экран, происходящее его захватывает, на картинку накладывается музыка, цементируя и объединяя сценическую композицию. Нам хотелось создать что-то доброе, светлое, позитивное, но при этом – интересное, живое. Наиболее естественной и понятной для любого человека средой является природа. Однако сделать просто передачу «В мире животных» с «живым» саундтреком показалось нам банальным. Так и родилась целая история о мальчике Саше, которому снятся сны. Этот персонаж актуализирует эмоциональный план юных зрителей, приближает к повествованию, ведь Саша – их ровесник. Причём он – одновременно и виртуальный герой фантазии на экране, и непосредственный участник концерта на сцене.



– Название проекта намекало, что звучать будет музыка композиторов, вдохновлявшихся образами животного мира и природой.


– Что касается музыкального материала, то выбор был достаточно широк. У того же Сен-Санса предостаточно произведений о животных. И они очень доступны для восприятия ребёнка. В зале присутствовало множество подготовленных детей из детской филармонии. В «Зоологической фантазии» подбор пьес выстроил своеобразный мостик между «взрослым», серьёзным форматом действа и публикой, состоящей преимущественно из малышей и младших школьников. Замечу, коллективы и исполнители проявили значительное рвение при подготовке, практически все разучивали номера специально, а не просто заимствовали что-то подходящее из своего обкатанного репертуара.


– Наверное, непросто было подогнать видеоизображение под хронометраж исполняемых в программе произведений? Всё-таки живая игра музыкантов допускает некоторые вольности.


– Дело в том, что произведения были заранее определены и расписаны в установленной последовательности. Затем подобрали соответствующие видеофрагменты, и начался монтаж. С подобной задачей мы сталкивались не впервые, ведь, если вы помните, филармония уже представляла композицию «Жизнь человека» с элементами мультимедиа. Создавать фильмы мне как режиссёру помогает в техническом отношении Константин Захаренко. Мы находимся с ним в тесном творческом взаимодействии, и результат меня неизменно устраивает, поскольку Захаренко – хороший, проверенный профессионал.



– В «Зоологической фантазии», помимо музыки, видеопроекции и художественного слова, нашлось место и хореографии.


– Ребята из Воронежского хореографического училища сотрудничают с детской филармонией уже шесть лет. Они часто приезжали к нам с разнообразными программами, спектаклями. Согласитесь, даже если академическая музыка с первого раза может «не пойти» для неподготовленного слушателя, то танец воспринимается абсолютно легко. Да и оживили ребята постановку здорово, не так ли?



– А вот интересно, пользуется ли популярностью избранный вами смешанный жанр в программах других филармоний? Ведь стоит признать, что пока подобные смелые проекты – экзотика для России.


– Меня лично такие вещи вдохновляют именно новизной и богатством палитры выразительных средств. С этим видом сценического искусства мы познакомили липчан, когда привозили виолончелиста Дениса Шаповалова, делали собственную притчу «Жизнь человека». Смешение жанров – тенденция, глобально захватившая всю творческую среду. Что касается непосредственно вашего вопроса, то коллеги из других филармоний, где руководители именно музыканты, а не режиссёры, как я, ограничиваются в основном проведением концертов. По крайней мере, мне неизвестно, чтобы кто-то занимался чем-то похожим на «Зоологическую фантазию» или «Жизнь человека». Так что, в определённом смысле мы первопроходцы. Особенно приятно отметить, что ту же «Фантазию» смогут увидеть жители не только города, но и четырнадцати районов области, в которых есть филиалы филармонии. А потом, кто знает, может, и дальше поедем. Открою тайну: мы обязательно продолжим эксперименты. Есть даже задумка для начала следующего сезона. Пусть это и прозвучит чересчур смело, но мы намереваемся объединить на сцене классическую музыку и… цирк! Обещаю, будет интересно, необычно и в то же время вовсе не вычурно. Пусть вас это не шокирует, но, оказывается, и столь разные стихии вполне способны ужиться под одной крышей.


Струнных виртуозов флагман


Ну а пока до начала следующего филармонического сезона ещё далеко, вернёмся к актуальному расписанию. На прошлой неделе в нём числились два значительных мероприятия, безусловно, привлёкшие внимание публики.


Не успели зрители опомниться от зоологических фантазий, как их уже во вторник ждали в колледже искусств на концерт блестящего гитарного виртуоза Евгения Финкельштейна.


Этого повелителя шести струн из Москвы чаще можно услышать где-нибудь в столичной консерватории, в Петербурге, Вене, Берлине или Оксфорде. До сих пор будоражат знатоков воспоминания о том, как Евгений Финкельштейн и Юрий Башмет с камерным оркестром «Солисты Москвы» исполнили двойной концерт Вивальди ре минор для альта, гитары и струнных.


В программе выступления в Липецке были самые разные произведения: от музыки Баха до русской народной «Липы вековой». Что примечательно, многие обработки и переложения для гитары принадлежат самому исполнителю, и это лучше всяких регалий свидетельствует о его непревзойдённом мастерстве.


Опытный преподаватель гитары, профессор, инициатор и художественный руководитель многих фестивалей, он по праву считается и русскими, и зарубежными слушателями и журналистами одним из сильнейших инструменталистов, которому подвластна «совершенная музыка», по выражению одной немецкой газеты. Что ж, липецкие поклонники классической гитары имели счастливую возможность в этом убедиться воочию.


… и оперных певцов цветник


Если Финкельштейн играл один, играл инструментальную музыку и поэтому молчал, то уже в четверг в областном центре культуры и народного творчества громыхал целый ансамбль из сильнейших голосов, сдобренный увесистым аккомпанементом. В этом году отмечается 125-летний юбилей со дня рождения народной артистки СССР Надежды Андреевны Обуховой. Певческий конкурс её имени проводится в филармонии каждые два года. Так совпало, что последний – четвёртый – состоялся только год назад, а следующий намечен на 2012-й. Поэтому, чтобы круглая дата не «выпала», не прошла незамеченной, её решили отпраздновать гала-концертом лауреатов всех предыдущих конкурсов. Причём выступлений было запланировано два. Помимо вечернего, днём 24 марта в ОЦКНТ ту же программу показали специально для работников культуры.


Сегодня солисты, принимавшие участие в конкурсе, – это настоящие звёзды российской сцены, чьи арии украшают постановки самых именитых театров страны: Большого, Мариинского, театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и многих других. Приятно, что приглашённые исполнители, не раздумывая, согласились возвратиться в Липецк, чтобы отдать должное памяти и таланту Надежды Обуховой, высоко чтимой в нашем городе и области. К её юбилею мероприятия были запланированы и в библиотеках, и в некоторых районных отделениях филармонии. Что и говорить, – чествования артистки пройдут даже в Большом театре.



Эпос на Сосне


И, раз уж речь зашла об оперном искусстве, вернёмся опять к разговору с директором Липецкой областной филармонии. Встретившись с Наталией Николаевной Мекаевой на премьере её «Зоологической фантазии», мы не могли не поинтересоваться, как продвигается самый амбициозный проект нынешнего сезона – опера о Ельце, которую обещают показать прямо на берегу реки Быстрая Сосна в июле. Наши вопросы оказались как нельзя более уместны. Выяснилось: буквально на днях в Липецк должны были прибыть композитор, режиссёр и художник, приглашённые для постановки.


– Работа над оперой буквально кипит, и я полна энтузиазма, – рассказывает Наталия Мекаева. – Самая главная новость: музыка и либретто уже завершены. Причём взялся за их написание сам Александр Чайковский, один из наиболее востребованных композиторов в современной российской опере. Его последняя вещь «Один день Ивана Денисовича» по мотивам рассказа Александра Солженицына получила небывалый резонанс в оперных кругах. Со дня на день мы ждём гостей во главе с прославленным маэстро. Я считаю, что раз уж мы взялись за такое ответственное дело, то и людей надо приглашать из первой театрально-музыкальной лиги. Этот режиссёр в 2009 году стал лауреатом Всероссийской театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» за оперу «Орфей». Его выдающиеся заслуги были неоднократно отмечены самыми престижными наградами, пресса называла Георгия Исаакяна «лучшим режиссёром года». Художник-постановщик Эрнст Гейдебрехт, живущий последние двадцать лет в Германии, сотрудничает с великолепными театрами этой страны, а также Швейцарии, Португалии. Но находит время и для творческих командировок в Россию. Основные пункты назначения – московская «Новая опера», Ростовский музыкальный театр, Пермский театр оперы и балета. Вместе с ними собираемся прямиком на берег Быстрой Сосны, будем прикидывать, где разместить помост, оркестр, свет, звук. Костюмы уже шьются, музыканты Государственной симфонической капеллы под руководством народного артиста Валерия Полянского получили клавир и приступили к репетициям. Солисты, которые исполнят главные партии, приедут в Липецк из Большого театра, Новой оперы, Геликон-оперы. Вообразите, всего в постановке будет занято предположительно сто двадцать человек из оркестра, хор в составе шестидесяти голосов, двадцать певцов и порядка ста статистов, не говоря уж о техническом персонале.



– Как мы помним, на Быстрой Сосне опера должна состояться ввиду того обстоятельства, что лежащие в основе сюжета события, по легенде, происходили именно там, под Ельцом. Что же делать липчанам, которые также рады были бы посмотреть столь масштабный спектакль под открытым небом?


– Ну, во-первых, будет организована доставка всех желающих автобусами на место, а, во-вторых, на следующий год мы планируем повторить феерию в Липецке. На сей счёт нам ещё предстоит посоветоваться с заместителем главы администрации Липецкой области Людмилой Валентиновной Кураковой. Переоценить её помощь и поддержку в создании и реализации этого проекта просто невозможно. Поэтому всё у нас получится.



– Как же называется опера?


– Версий было очень много. Предлагалось и «Тамерлан в Ельце», и «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане». Но рабочим названием пока остаётся лаконичное «Сон Тамерлана». Напомню, что центральное событие оперы – явление Тамерлану во сне образа Богоматери. Этот эпизод заставил суеверного полководца развернуть свои отряды и отправиться восвояси, что спасло Елец от разорения. Мы делаем серьёзный акцент на православной составляющей произведения. И поскольку меня очень волновал вопрос соответствия нашего варианта красивой легенды богословским нормам, то мы отдали либретто отцу Митрофану, настоятелю Свято-Успенского мужского монастыря. К счастью, священнослужитель не усмотрел в тексте никаких противоречий и даже более того – похвалил.



«Былинники речистые» ведут рассказ


Через несколько дней разговор о текстовой и музыкальной составляющей новой оперы мы смогли продолжить непосредственно с её автором – композитором Александром Владимировичем Чайковским.


– В либретто присутствуют отрывки, заимствованные из старых церковных книг, молитвы. Но четыре картины оперы основаны не только на легендах. В прологе и эпилоге обыгрываются реальные факты: раскопки гробницы Тамерлана в 1941 году и свидетельство одного из последних очевидцев этих раскопок. То, что находится между, как раз и составляет предание о Тамерлане и Божьей Матери. Мне всегда хотелось сочинить серьёзное произведение на историческую тему. Инициатива Липецкой филармонии в этом смысле пришлась как нельзя кстати. Плюс ко всему с Ельцом меня навсегда неразрывно связало то обстоятельство, что мой учитель – великий композитор Тихон Николаевич Хренников – именно оттуда.


Александр Владимирович Чайковский попал в композиторский класс нашего именитого земляка в Московской государственной консерватории в конце 1960-х на третьем курсе, а потом поступил ещё и в аспирантуру к своему любимому наставнику. Впоследствии он становится ассистентом Хренникова, в тот период – председателя Союза композиторов СССР. Годы, проведённые под покровительством Тихона Николаевича, не прошли даром: молодой композитор вскоре получает собственный класс, профессорское звание, становится членом Союза композиторов СССР. В 1985 году коллеги по цеху избрали 35-летнего музыканта секретарём Союза композиторов СССР. Возможно, не последнюю роль здесь сыграла его более чем звучная и, в общем-то, обязывающая для музыканта фамилия. По поводу неё Александр Чайковский как-то признавался: «Мне советовали раньше сменить фамилию. Я решил не менять, чтобы иметь как бы постоянную «гирю» над головой, чтобы она стимулировала меня. Если бы моя фамилия была, скажем, Тютькин, никто бы не заметил, что я написал плохое сочинение. А Чайковский, если что не так…».


– Надеюсь, вы понимаете, что я просто не мог отказаться от предложенного проекта, – продолжает музыкант. – Для меня это своего рода мемориум в честь Тихона Николаевича, научившего меня композиции, сочинительству. Да ещё и Людмила Валентиновна Куракова с Наталией Николаевной Мекаевой настолько увлечённо рассказывали о самом Елеце, о месте, которое они присмотрели для постановки… В общем, сама судьба привела меня в ваши края.


– Ландшафт даже на фотографиях производит неизгладимое впечатление, – говорит постановщик, заслуженный деятель искусств Георгий Георгиевич Исаакян, главный режиссёр Московского государственного академического детского музыкального театра. – Наша задача – вплести повествование в эту замечательную местность, «срифмовать» их. Нужно оценить всё: как расположить декорации, вписать их естественным образом в холмистый пейзаж с храмом на самом видном месте, где поставить зрительские трибуны, в какое время предпочтительнее начать спектакль. Ведь намечается не просто обычная постановка, но нечто эпическое, пространственное.


Художник-постановщик Эрнст Гейдебрехт поддерживает коллегу.


– Меня сразу привлекла водная гладь на выбранной площадке. Ведь это создаст неповторимую акустику! Плюс к тому предполагаю необходимость значительного количества светового оборудования, которое поможет нам создать захватывающий эффект при батальных сценах, в особенности когда стемнеет. Ещё один немаловажный вопрос: как оградить музыкантов и певцов от мановений ветра, комаров, в конце концов. Ведь на открытом воздухе чувствительный инструмент может «закапризничать». Значит, стоит продумать варианты каких-то ограждений. В опере мелочей нет, важен любой мельчайший аспект, способный повлиять на процесс.



Согласитесь, когда услышишь или прочтёшь такое, становится прямо как-то не по себе от грандиозности размаха. Удастся ли взять планку? Никаких сомнений! С нетерпением ждём июля и обещаем подробнейший рассказ о елецком эпосе на все времена.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 24 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спорт шаговой доступности

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Спорт

Повысить грамотность предпринимателей

Ирина Смольянинова, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Экономика

Давайте работать от сердца

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура
Даты
Популярные темы 

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Безопасность как принцип

Лариса Пустовалова, larisa.pustowalowa@2017 // Общество

Бюджетникам повысят зарплату

Сергей Кибальниченко, Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Власть

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество

Кто ищет, тот найдет

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Образование



  Вверх