lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
22 марта 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Экономика 

Прорывной инструмент экономики

Как соединить интеллект с предпринимательской активностью
22.03.2011 "Липецкая газета". Владимир Михайлов
// Экономика

Проводимые ежегодно областные конференции малого и среднего предпринимательства — прежде всего площадка для открытого диалога. Продуктивность таких форумов, на наш взгляд, возрастает. Бизнес-сообщество получает новый импульс от инициатив власти, а власть — возможность корректировать законы и управленческие решения, основываясь на предложениях, исходящих от самих предпринимателей.


На состоявшейся в начале марта конференции «Малый бизнес-2011» прозвучали идеи, которые, безусловно, должны изменить сам смысл предпринимательства как серьезной общественной силы, направленность ее деятельности — от банальных посредническо-торговых операций к прорывным инновационным направлениям в экономике.


Оценить результаты форума, перспективы и пути развития малого и среднего бизнеса наш корреспондент попросил заместителя главы администрации области Сергея САЛОГУБОВА.


— Сергей Николаевич, уже несколько лет в стране говорят о необходимости формирования среднего класса. А экономическая основа его — малое и среднее предпринимательство, сообщество людей самостоятельных и независимых. На каком этапе, на ваш взгляд, находится этот процесс?


— Прежде всего давайте отметим, в России предпринимательство — не что-то чуждое и привнесенное извне. Купцы, артели ремесленников, производители различных товаров и услуг — все это было до известных исторических событий прошлого века. И оказалось искусственно прерванным в развитии на много десятилетий. Теперь традиции предпринимательства активно возрождаются, но уже на ином качественном уровне. Наверное, сегодня нельзя говорить о том, что средний класс России уже сформировался, но, как заявил на конференции глава области Олег Петрович Королев, предпринимательство стало реальной стабилизирующей общественной силой. И это, замечу, в очень малый, по меркам человеческой истории, период.


— Одна из тем, обсуждавшихся на конференции,— инновационное развитие предпринимательских структур. Хотя само понятие «инновации» сегодня трактуется достаточно расплывчато...


— Инновация — это не только конечный продукт, созданный на основе научных разработок и поставленный на промышленное производство. Самое главное в инновационном процессе — продукт должен быть востребован, иметь высокий спрос. В стране огромное количество научных открытий — и новых, и прошлых лет, — но они не доведены до логического завершения, до потребителя. Это наблюдается во всех сферах деятельности.


Но сегодня нам важны те инновации, которые способствуют быстрой и эффективной модернизации экономики. О чем заявил и президент страны Дмитрий Медведев. Об этом, кстати, говорилось недавно и на межрегиональной конференции «Стратегия социльно-экономического развития Центральной России до 2020 года»в Брянске. Ее участниками были молодые предприниматели, занятые самыми обычными видами деятельности, но с инновационными разработками. Немало таких предприятий, в том числе вузовских, есть и у нас в области. Например, в такой сфере деятельности, как сварочные работы, которую проводят ученые ЛГТУ: они признаны лучшими в стране. Это не просто научные поиски, их важность — в практическом применении.


А разве созданные в области особые экономические зоны федерального и регионального уровней — не модель модернизации экономики, где не обойтись без инновационных идей и проектов? Это серьезный плацдарм для прорывной работы. Кстати, летом прошлого года на Международном форуме машиностроителей в Жуковске глава правительства Владимир Путин заявил, что Липецкая область — яркий пример осуществления частно-государственного партнерства через создание именно особых экономических зон.


— Интерес к нашим ОЭЗ возрастает, о чем было немало публикаций, в том числе и в «Липецкой газете». Это и рост числа резидентов и участников, и объемов инвестиций. Но, очевидно, инновационная составляющая в деятельности новых хозяйствующих субъектов ОЭЗ должна не просто присутствовать, но и возрастать?


— Безусловно! И такие предприятия уже есть. Например, ООО «Бекарт Липецк». Казалось бы, что за товар металлокорд? Но это технологически новая продукция, которая востребована, как говорится, «с колес». Вовсе не случайно в ОЭЗ «Липецк» вошла и такая фирма, как «Йокохама», мировой производитель автошин. Металлокорд производят немало предприятий, а вот продукция «Бекарта» наиболее востребована. В чем причина успеха? Секрет прост: ежегодно 10 процентов прибыли компания направляет на поиски новых технологических разработок.


Именно этим мы и должны заниматься, чтобы термины «инновация» и «модернизация» стали наполняться созидательным смыслом и воплощаться в конкретные проекты, в востребованную рынком продукцию.


— Сегодня очень важно укреплять связь предпринимательства с наукой. Малые предприятия в научных коллективах наших вузов должны стать катализаторами инноваций...


— Простор для такой работы у нас огромный. Возьмем важнейшую проблему: энергосбережение и энергоэффективность. Ученые ЛГТУ, как известно, решают ее успешно: есть разработки, которые уже внедрены и эксплуатируются. Есть множество других новаций, есть предложения по ряду конкретных проектов. Стоимость их вполне по силам предпринимательским структурам — до 2 тысяч долларов. Бери, внедряй, выходи на рынок, получай прибыль. Это как раз и задача предпринимателя. То есть инновационный процесс должен составлять ряд взаимоувязанных этапов: наука — внедрение — рынок. Да у нас в области нет фундаментальной науки, как, например, в Дубне, но есть научная мысль вузов, инновационный потенциал высшей школы. Востребовать его и доводить до конкретного продукта или услуги — веление времени. Помощь государства в этом обеспечивается. Думаю, что мы вошли в этап именно такой работы и будем всячески расширять ее.


— Можно ли привести пример успешной инновационной деятельности какого-либо малого предприятия области?


— Такие примеры есть. Причем производство и конечный продукт — с применением нанотехнологий, а изделия дают хороший энергосберегающий эффект. Речь — о малом предприятии «Энерком» в Добровском районе. Его продукция направлена на повышение качества жизни людей. В частности — через энергоэффективность. Был предложен эксперимент: посмотреть, как новые разработки «проявят» себя в бюджетной сфере. Сегодня светодиоды «Энеркома» установлены и приносят ощутимую экономию. Это пример конкретного решения — как поддержать инновационный проект.


Ко всему прочему малые предприятия, работающие в этом направлении, привлекаются для участия в выставках, совещаниях и семинарах. Каждый семинар, считаю, должен строиться с учетом тех возможностей или реализованных проектов, которые в том или ином районе есть. И начинаться с выставки, где представлены достижения в той или иной отрасли экономики. Надо пропагандировать успехи, показывать достижения: они возможны и есть!


— То есть речь идет о формировании системы управления инновационными процессами, о чем говорилось на конференции?


— Конечно! Нам надо разобраться, что у нас есть, чего нет и почему. Что мешает появлению в районах конкретных инновационных предприятий? Какие условия нужно создать для этого? Главное, конечно, чтобы появлялись люди неравнодушные, творчески мыслящие, нацеленные на результат. Которые понимают — инновации требует время, без них успеха не достичь. При использовании инновационного продукта появляется не только экономия ресурсов, но и возникает мультипликационный эффект. Сэкономили на светодиодах средства, их можно направить на другие цели. Например, на зарплату и так далее.


Другими словами, инновации не только укрепляют экономику, но и расширяют возможности экономического пространства территории, предприятия, учреждения. Меняется качество планирования и управления, а значит, и эффективность работы. Недавно мы рассматривали вопрос о выделении в этом году дополнительных средств на поддержку торговых предприятий. Почему? Какие тут инновации? Нельзя забывать, что у нас 450 населенных пунктов, пусть небольших, не имеющих объектов стационарной торговли. Да, товары в них доставляются по графику, снабжение населения не прекращено, но это лишь полумера: торговые структуры должны быть везде. Вот здесь-то простор для активности именно предпринимателей. Кому, как не им, решать эту задачу?


— Развитие малого и среднего предпринимательства, раскрытие его потенциала, в том числе инновационного, во многом стимулируется формированием так называемых кластеров вокруг крупного предприятия...


— И эту задачу мы уже успешно решаем на примере «Индезит Интернэшнл». Сегодня большая часть комплектующих для него изготавливается предприятиями именно промышленного кластера. В ОЭЗ «Липецк» изменены условия вхождения резидентов — снизили величину стартового капитала с 10 до 3 миллионов евро. Все ради того, чтобы вовлечь в деятельность экономической зоны «Липецк» предприятия малого и среднего предпринимательства. В области действуют и ОЭЗ регионального уровня, куда вход также открыт. Все это реально, закреплено законодательно.


Напомню и о том, что в Лебедяни уже зарегистрирована такая структура, как индустриальный парк, создается технико-внедренческая зона в Липецке, где будут формироваться индустриально и технопарки. Входи, изобретай, доводи до разработки, внедряй в промышленное производство — государство готово помогать!


— Текущий год после выхода из кризисных испытаний для предпринимательства может стать периодом подъема?


— Предпринимательские структуры области количественно выросли на треть. В прошлом году малый и средний бизнес давал работу почти трети экономически активного населения региона. Ставим задачу — уже 34 процента населения от занятых в экономике области должно быть в малом и среднем предпринимательстве. Чтобы именно малые предприятия активно формировали муниципальные бюджеты. Сейчас доходная их часть в некоторых районах наполняется ими уже до 30 процентов. Но за рубежом эта величина составляет 60-70 процентов, и нам надо стремиться к такому уровню.


Меняется и облик пред­принимательст­ва: оно все очевиднее ста­но­вит­ся социально ори­ен­­ти­рованным. Бизнес-­ст­рук­туры сегодня — это уже общественная сила, роль его в социальных процессах возрастает. Управленческие решения, принимаемые исполнительной властью, обязательно учитывают это обстоятельство. Сегодня малое и среднее предпринимательство расширяет свое присутствие и вес во всех отраслях хозяйствования. Наша цель — сделать его прорывным инструментом в инновационной деятельности, в модернизации экономики.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 13 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зима. В байдарках, торжествуя…

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

Контрольная работа

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Шире круг, друзья!

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru
// "Липецкой газете" - 100 лет

Весомая альтернатива

Николай Рощупкин
// Общество
Даты
Популярные темы 

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Вместе остановим беду

Андрей Филатов, главный врач Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями // Здоровье

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество



  Вверх