lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
21 марта 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Такой разный театр!

21.03.2011 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура
Фото Александра Юшкова, Павла Острякова, Николая Черкасова
Фото Александра Юшкова, Павла Острякова, Николая Черкасова

27 марта отмечается Всемирный день театра, учреждённый ровно полвека назад.


Как совершенно справедливо замечает директор Липецкого кукольного театра Олег Витальевич Пономарёв, если в каком-либо европейском городе есть кукольный театр, то это уже практически центр. В таком случае Липецк, по европейским меркам, вполне может претендовать на звание чуть ли не театральной Мекки. Мы, однако, не собираемся зазнаваться. Всё-таки Россия в мире давно и заслуженно считается одной из ведущих драматургических держав. Да и нашим ближайшим соседям из Воронежа тоже есть чем похвастать, взять хотя бы тот же государственный театр оперы и балета. Тем не менее что имеем, то имеем: целых три официальных театральных коллектива, не считая студенческих и любительских. Помимо уже упомянутого Липецкого государственного театра кукол, у нас есть академический театр драмы имени Льва Николаевича Толстого и муниципальный драматический театр. К чему столь подробная калькуляция? Всё очень просто: на этой неделе 27 марта отмечается Всемирный день театра, учреждённый ровно полвека назад.


Знаете ли вы, откуда появилась крылатая фраза «театр начинается с вешалки»? Ещё в 1933 году в своём письме к цеху гардеробщиков МХАТ великий русский театральный режиссёр и преподаватель актёрского мастерства Константин Сергеевич Станиславский писал: «...спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей...». Со временем цитата трансформировалась и приобрела всем ныне знакомый вид. Подразумевается буквально следующее: в театральном мире нет второстепенных ролей и профессий. К сожалению, формат «Итогов недели» не позволяет произвести обстоятельный и исчерпывающе подробный экскурс по внутренней закулисной кухне с отправной точкой в гардеробе, но художественных руководителей всех трёх ведущих липецких театров нам удалось в канун профессионального праздника призвать к ответу.



К провалу или триумфу под знаком Льва Толстого


В преддверии назначенных на 23 марта официальных торжеств, которые пройдут на сцене Липецкого драматического театра, государственный академический театр драмы имени Толстого решил разразиться премьерой. Перед сдачей своей самой свежей постановки «Моя жизнь» главный режиссёр Сергей Александрович Бобровский, как обычно, сильно переживает:


– Спектакль уже завтра, а у меня ощущение полного провала. Впрочем, я так всегда думаю. Бог есть, и он помогает избежать катастрофы, на его помощь и приходится в итоге уповать. В этом, вероятно, и есть театр. И из таких стрессов состоит моя режиссёрская жизнь, простите за каламбур. Что же до «Моей жизни» по Чехову – спектакль создан на основе не самой знаменитой повести Антона Павловича, попавшейся недавно мне на глаза. Сюжет завуалированно передаёт размышления автора о том, куда и как двигаться, на момент 1896 года, как раз перед тем, как была написана легендарная «Чайка». Некоторые мотивы в двух этих произведениях отчётливо перекликаются. Другое дело, что «Чайка» – многократно испытанный на сцене материал, а вот «Мою жизнь», насколько я располагаю информацией, никто никогда не ставил. С точки зрения перевода текста на язык драматургии повесть чрезвычайно сложна. Но не в моих правилах выбирать лёгкие пути. Напротив, всегда ожидаю неуспеха, настраиваюсь на худшее. И появляется драйв, азарт преодоления. История, как это бывает у классиков, простая. Но, при всех прочих, – глубокая и щемящая.


История о том, как неправильно мы живём, как глупо пускаем дни и годы по ветру. Главная фигура – это своеобычный сталкер. Находящийся в состоянии непокоя, неспособности принять реальность как есть. Он дворянин, но ему не нравится просто сидеть и занимать тёпленькое местечко. Его не устраивают мещанские порядки в городе и быт сородичей. Он меняет места работы одно за другим и в итоге сообщает всем о решении посвятить себя физическому труду и стать маляром, чем вызывает осуждение и гнев отца. Перед нами – этакий нетипичный пре-толстовец. Антон Павлович делает изящный реверанс в адрес Льва Николаевича, когда у героя спрашивают, вегетарианец ли он. «Нет, я ем мясо», – отвечает юноша, и этой деталью Чехов делает акцент на некоем отличии от образа толстовского опрощенца. Но это правильный человек, который хочет начинать с себя. Через его убеждения и действия подспудно подвергается сомнению вся система общественных ценностей и компромиссов. И всё – ради «маленькой пользы», которую этот гражданин искренне хочет принести окружающим. Но драма в том, что начиная с себя, герой на себе и заканчивает, а польза недостаточно велика для преображения мира. Можно изменить только себя. В общем-то, это притча о Спасителе, принёсшем любовь на землю, но не изменившем её облик.


Мы всегда выбираем непростой материал, предполагающий внутреннюю работу зрителя, его эмоциональную задействованность и сопереживание. Мы призваны давать духовную пищу, а это несоизмеримо сложнее, нежели потакать телесности, ценностям материальной среды. И хочется надеяться, что предлагаемые нами «блюда» востребованы, нужны и даже необходимы в рационе человека. Но еда должна быть разнообразной. Поэтому настоящей постановкой мне хотелось бы завершить некий цикл внутренних размышлений о бытии в определённом экзистенциальном контексте и заняться, наконец, чем-то более жизнеутверждающим, комедиями, фарсами. Это позволило бы восстановить энергетический баланс между грустным повествованием и весёлым.


Сезон начался у нас сильно – «Смертью Ивана Ильича», которая была приурочена к открытию традиционных Липецких театральных встреч, посвящённых творчеству Льва Толстого. Внимательный человек заметит определённый парафраз между «Смертью…», открывшей сезон, и «Моей жизнью» – последней пока нашей инсценировкой. Что уместилось между этими двумя условными пунктами? Сразу оговорюсь, точку в сезоне ставить преждевременно. Предстоит ещё сделать сказку и, если успеем, – какую-нибудь весёлую комедию. Скорее всего, Шекспира или Мольера. Хотим под этот проект пригласить режиссёра либо из Москвы, либо из Санкт-Петербурга. Но вернёмся к тому, что уже заняло своё место в репертуаре. Этот театральный год запомнится нам грустной комедией «Месье Амилькар», сказкой «Русалочка», написанной моей коллегой Еленой Борисовой. Но главное событие, призванное триумфально подвести финишную черту в сезоне, – празднование девяностолетнего юбилея театра. Состоится сие 5 июня, после чего торжество резко сменится суровыми буднями ремонта здания.



Сокольская драма для молодёжи


«Нам бы ваши проблемы!» – возможно, так отреагировали бы в Липецком драматическом театре на рассказ Бобровского. Ведь в то время как в «драме» имени Толстого готовятся к ремонту, располагающемуся в ДК «Сокол» драматическому театру починить да подлатать даже при желании фактически нечего. Ведь сокольский Дом культуры лишь предоставляет артистам кров, тогда как отсутствие собственного помещения остаётся главной и самой больной проблемой театра чуть ли не со дня основания. В гостях, конечно, хорошо, но дома было бы значительно лучше. Был бы дом…


– Моя мечта – полностью отремонтировать ДК, – делится директор Липецкого драматического театра Галина Ивановна Кулешова. – Ведь здесь очень хорошая сценическая площадка. Но довести процесс до логического завершения не получается, постоянно не хватает ресурсов, всё делается урывками. Необходимо понимать, что через двери ДК за год (включая и наших зрителей) проходит порядка ста тысяч человек. И они нуждаются в качественном обеспечении досуга. Поверьте, артистам под силу выполнять свою работу на высоком уровне, но материально-техническая база не всегда соответствует, к сожалению. Театру нужны собственные цеха, транспорт, репетиционное пространство. От таких, казалось бы, простых и само собой разумеющихся вещей зависит развитие труппы.


Уже десять лет мы стараемся изо всех сил соответствовать запросам наших зрителей, подбирать достойный, разнообразный репертуар, но при этом, ввиду внешних факторов, не можем позволить даже приглашать в театр молодых актёров. Многие хотели бы даже за маленькую зарплату играть здесь, но у нас нет возможности предоставить им общежитие или компенсировать стоимость съёмного жилья. Приходится говорить о таких не имеющих прямого отношения к творчеству вещах, но они в конечном итоге оказывают серьёзное влияние на внутренние процессы, творящиеся тут.


Театр востребован. Причём, как ни странно, наше не очень выгодное территориальное расположение этому способствует: на спектакли много людей попадает из области. Востребован– значит, надо развиваться, а не плыть по течению, а точнее – не выгребать. В конце концов, любой деятель культуры скажет вам, что для города иметь свой театр – престижно. Тому же Мичуринскому городскому театру, созданному и поддерживаемому меценатами, уже полтора века. В Новочеркасске местную труппу содержит казачество, вывозит их на гастроли постоянно, и за границу в том числе. Я очень жду момента, когда наши власти наконец поймут, зачем они создавали Липецкий драматический театр и почему он не является по праву таким же предметом гордости, как, скажем, многочисленные городские фонтаны. Наше учреждение мне напоминает пока какой-то «полутеатр», несмотря на огромное чувство удовлетворения, которое я испытываю от того, что мы делаем.


– Да и делаем, надо заметить, многое, – вступает в разговор художественный руководитель и режиссёр Геннадий Владимирович Балабаев. – Вот сегодня, например, у нас премьера. Сейчас, когда мы беседуем, полный зал школьников впервые смотрит «Принца-кролика». Это замечательная пьеса современного драматурга Дамира Салимзянова по мотивам одноимённой сказки англичанина Алана Милна. Кролик борется за свою любовь, в финале находит прекрасную принцессу, и чары над ним рассеиваются: кролик оказывается, как вы догадались, принцем. Благодаря неподражаемым английским шуткам, современному динамичному языку скучать не придётся ни детишкам, ни взрослым. В апреле надеемся выйти с очередной премьерой – «Примадонны» по весьма популярной пьесе Кена Людвига. Хотя вещь и была написана совсем недавно, её с восторгом впустили на свои сцены самые именитые мировые труппы, включая МХТ имени Чехова. Это презабавная комедия положений, полная комичных ситуаций, переодеваний и суеты. Потом будем брать что-то ещё, но более серьёзное: нельзя же всё время только брызгами шампанского потчевать. В целом, что касается отбора материала, я отдаю предпочтение проверенной хорошей драматургии. Репертуар должен, на мой взгляд, учитывать интересы любой зрительской категории: от самых маленьких до ветеранов. Необходимо предоставить человеку выбор. Ведь впервые пришедшего в театр зрителя может отпугнуть излишняя серьёзность и камерность. Пусть будут и более лёгкие пьесы, и музыкальные спектакли, и постановки для всей семьи. К нам частенько поступают звонки с вопросом: с чего начать? Неизменно рекомендуем попробовать что-то развлекательное, а потом станет понятно, к чему вы по-настоящему тяготеете. Если поймаете хороший театральный вирус, потом за уши не оттянут. Так было с одним из наших шофёров. Он не имел абсолютно никакого отношения к сцене, теперь же знает все спектакли и даже реплики персонажей. Собственно, на нашей афише – спектакли на любой вкус и возраст: и детские, и для младших школьников, и для старшеклассников, и, конечно, для взрослых. Так что можно начинать ходить к нам с младых ногтей. Уже пять лет существуют так называемые «школьные четверги», куда приглашаем соответственную аудиторию. Ещё одно наше ноу-хау: каждый спектакль для молодёжи предваряет небольшое вступительное слово завлита, который даёт краткую историко-биографическую справку о событиях в пьесе, об авторе и исполнителях. Выяснилось, что образовательный уровень средней школы не может обеспечить адекватное понимание учеником даже программных вещей. А так – все точки на «i» расставлены, что способствует продуктивному просмотру.


Слово опять берёт директор, продолжая мысль худрука:


– За десять лет, что существует театр, мы смогли воспитать целую зрительскую прослойку. Если вспомнить, как это было ранее, – те же школьники, которых всем классом «вытаскивали» на спектакль, не всегда понимали – а зачем? Они воспринимали культпоход как аналог дискотеки и вели себя соответственно. Сегодня же уровень уважения к театральному искусству вырос колоссально. Не увидишь нетрезвого подростка, как раньше, не услышишь свиста или выкриков. Все знают, что надо вставать и хлопать в ладоши, когда артисты появляются из-за кулис для поклона. Никто не покинет зал, пока с подмостков не сошёл последний исполнитель. И так далее. Подобные вещи не появляются из ниоткуда. Поэтому, вне всякого сомнения, наша заслуга в этом велика. Даже неблагополучный в прошлом район Сокола буквально преобразился с появлением театра. Сокольцы стали нашими наиболее преданными последователями, ходят целыми семьями, ходят по нескольку раз на один и тот же спектакль, приводят маленьких ребятишек, которые, подрастая, начинают посещать представления самостоятельно.



Взрослым играют куклы


Интересная получается ситуация: драматический театр смотрит в сторону подрастающего поколения, а театр кукол тем временем вовсю ставит спектакли для взрослых! Возможно ли это?!


– Интерес к театру есть, и мы всеми силами пытаемся его поддерживать, и не только детским репертуаром, – объясняет директор Олег Витальевич Пономарёв. – Буквально месяц назад вышла «Женитьба Бальзаминова» по Островскому для людей старшего возраста. В эти дни специально приглашённый из Москвы режиссёр, заслуженный деятель искусств Семён Александрович Бульба продолжает работу над инсценировкой пушкинской «Пиковой дамы», которая адресована самому широкому кругу. Сотрудничать с таким известным человеком для театра честь, ведь он славен своими работами не только в нашем государстве, но и за рубежом. В частности, после Липецка на очереди стоит Япония. (Будем надеяться, что в Стране восходящего солнца до тех пор катаклизмы утихнут. – Примечание автора.) Бульба известен не только как постановщик, но и как преподаватель школы-студии МХАТ и МГУ. «Как же при столь насыщенном графике удалось найти время для визита в Липецк?» – спросите вы. Дело в том, что мы знакомы порядка пятнадцати лет, и как только у Семёна Александровича появилась идея реализовать смелый оригинальный проект, я немедля предложил ему площадку театра кукол. Выгода обоюдная: для режиссёра это возможность воплотить свежие задумки, а для наших актёров – вызов, испытание в новых для себя условиях и ситуации, когда им самим придётся появляться на сцене, выходя из-за ширмы. Кстати, в «Пиковой даме» постоянную труппу дополнят студенты училища имени Игумнова, выпускники филиала РАТИ при академическом театре. Хороший знак – ведь когда есть молодёжь, у театра есть будущее. Есть старики – значит, есть прошлое, есть учителя. Есть среднее поколение – у театра есть настоящее. В данный момент могу с гордостью сказать, что все возрасты у нас представлены достойно.


На нынешний год запрограммировано ещё некоторое количество премьер. Одна рассчитана на средних и старших школьников. Это «Малоросские вечерницы» по повести Николая Васильевича Гоголя «Вий». У нас оформился свой взгляд на произведение; посмотрим, как примет интерпретацию публика. Мы нацелены не только на самых юных зрителей, поэтому и выбрали вещь из школьной программы по литературе. Впереди постановки «По щучьему велению» и «Сердце джунглей» про киплинговского Маугли. Уже сейчас можно посмотреть великолепно восстановленный, а точнее – поставленный заново спектакль «Три поросёнка», выпустили «Гусёнка».


Один весьма важный для театра проект, в котором нам помогло областное управление культуры, – фестиваль «Коренёвщино», напрямую связанный с именем Александра Сергеевича Пушкина. Мероприятие рассчитано на три дня, которые придутся как раз на празднование Пушкинских дней. С 3 по 5 июня мы планируем показать как своё представление, так и пригласить дружественные коллективы из других городов. Уже откликнулись замечательные кукольные театры из Рязани и Тамбова, оба с богатой историей и традициями. Они привезут постановки по сказкам нашего классика для младших и средних школьников. А курский театр обещает удивить более старшую аудиторию.


Фестиваль привлекает возможностью возобновить и укрепить связи между кукольниками в Центральном Черноземье, а также сулит непосредственное общение, оживлённые дискуссии, где можно обсудить пути и тенденции развития нашего вида сценического искусства. Ведь, если подумать, у каждой разновидности – будь то драматический, оперный или кукольный театр – свои законы. Но из классического театра вышло, в свою очередь, множество других форм: и балет, и эстрада, и цирк. На сегодняшнем этапе эти подвиды вбирают в себя новшества современности: иллюминацию, мультимедийные компоненты, мультипликацию, кинематографию и так далее. Наверное, время диктует необходимость смешения жанров, стремление к синтезу. Это чрезвычайно любопытная штука, и хочется приблизиться к ней, попробовать, посмотреть на находки других, поделиться своими.


Естественно, интегрируя тот или иной компонент в пространство кукольного театра, мы не должны забывать, что прежде всего это именно театр кукол. Из арбуза можно многое сделать, но сердцевина его – арбузная семечка. Плюс материал для постановки. Почему мы обращаемся к классическому наследию? Язык старой драматургии, безусловно, богаче. Оттого и продолжают её ставить по всему миру. Но богатство выразительных средств – лишь одна сторона медали. На обороте – сами темы, а они – вечные. Темы человеческих пороков, страстей, соблазнов. И то, каким образом они препарируются сегодня, ни в какое сравнение не идёт с классическими образцами. Особый интерес представляет собой ещё и то, как уже готовый персонаж – кукла, которую не загримируешь, которая уже «рождена», предположим, с длинным носом, играет, вживается в текст. Вдумайтесь, почему людям это интересно? Зачастую даже больше, чем интерпретация реального актёра. Приложения усилий в случае с куклой несоизмеримо больше. Ведь надо заставить поверить зрителя, что она живая. И человек в зале верит. Трудно сказать, может быть, потому, что мы все родом из детства и кукла является прямой метафорой на самую счастливую пору в жизни?



Есть, Олег Витальевич, одна догадка. Правда, не моя, но – Омара Хайяма, известного мастера меткой метафоры (перевод Г. Плисецкого).


Мы – послушные куклы в руках у Творца!
Это сказано мною не ради словца.
Нас по сцене Всевышний на ниточке водит
И пихает в сундук, доведя до конца.


Жаль, что нет с нами многомудрых стариков Фрейда и Юнга. Они бы рассудили. Получается, что зритель ассоциирует куклу не столько с детскими воспоминаниями, сколько с самим собой. «Ведь даже куклы становятся старше», по меткому наблюдению уже нашего, пусть и менее известного, чем Хайям, современника. Что ж, театр, подобно книге, может сопровождать человека всю его жизнь, вплоть до пресловутого сундука. И репертуар наших театров вполне, надо признать, способен достойное сопровождение затяжного прыжка из утробы в могилу обеспечить. Советуем вам почаще об этом вспоминать. Например, заглядывая в нашу еженедельную афишу в конце журнала. Ну а мы, со своей стороны, не забываем стоя аплодировать и восклицать: «С Днём театра, липецкий театр!».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 21 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +32 C°  Ночь: +16C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

«Волонтёры»-обманщики

 Юлия СКОПИЧ // Общество

От Москвы до Владивостока

 Юлия СКОПИЧ // Общество

Жизнь хороша, когда крутишь не спеша

Олеся ТИМОХИНА // Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

В молодёжном «РИТМе»!

 Сергей БАННЫХ // Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ // Общество



  Вверх