lpgzt.ru - Власть Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
10 марта 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Власть 

Стандарты для нестандартных детей

Традиции и поиск в эпоху Интернета
10.03.2011 "Липецкая газета". И. Неверов
// Власть

Первый раз я брал интервью у Людмилы Кураковой в недоброй памяти время, когда по всей стране школы были на голодном пайке, учителя месяцами не получали зарплату и грозили забастовками. Людмила Валентиновна в то время только что стала заместителем главы региона и отвечала как раз за образование. Она азартно объясняла, как приходится гасить пожар недовольства в школах, перечисляя в районы деньги из скудных бюджетных поступлений и контролируя, чтобы эти рубли и копейки по справедливости распределялись между педагогическими коллективами.


Тогда бы я не поверил, что спустя не столь уж долгий срок мы будем беседовать с нею о компьютеризации школ, о том, где уже открылись компьютерные классы, где вот­вот появится выход в Интернет. А еще немногим позже она рассказывала о строительстве бассейнов в райцентрах, об учителях, получивших гранты в рамках нацпроекта, о творческих фестивалях и массовых спартакиадах.


Сейчас, однако, и эти темы почти исчерпаны. К хорошему быстро привыкают. Эка невидаль — компьютеры да бассейны! Страсти кипят уже вокруг модернизации образования, новых его стандартов, все спорят, не чересчур ли безоглядны революционные идеи, рожденные в недрах министерства, не перебарщиваем ли мы по части прагматизма, чуть ли не с детсада нацеливая детей на карьеру, лидерство, материальный достаток.


— Итак, опять в сфере, которую вы курируете, нервозная полемика. Один уважаемый ученый говорил мне, что школа — страшно уязвимая зона социального организма. Она по природе своей консервативна, новации ей нужны осторожные, выверенные, разумно дозированные...


— Спор о российском об­ра­зовании — дело нормальное и полезное. Равнодушными могут при этом оставаться лишь те, кто не собирается жить в России и учить здесь своих детей. Правда, копья порой скрещиваются из-­за взаимного недопонимания. Те же стандарты, по­моему, неудачно, невнятно презентовали, не говоря уж о недоработке существенных позиций и деталей. Но авторы все­таки вовсе не намерены были ограничиться всего четырьмя обязательными предметами, в чем их дружно обвинили. Речь идет, как минимум, о десяти дисциплинах, но — по выбору самих учащихся.


Да, нужны здоровый консерватизм, опора на национальные традиции, базовые ценности... Но где та граница, за которой консерватизм превращается в застой? Мы ведь в чем­то уже опоздали, отстали. Сегодня ребенок идет в первый класс не так, как наше поколение — с чернильницей­невыливашкой, а с мобильником. И в компьютере разбирает­ся получше иного взрослого. Возможно ли его учить по канонам тридцатилетней давности? Да при том еще, не забудем, сталкиваются, в общем­то, трудно совместимые требования: с одной стороны, выпускник должен быть во всеоружии знаний и компетенций, с другой — не надо перегружать, перенапрягать детей, они и без того «хиленькие» здоровьем.


Вот что побуждает искать новые, прорывные решения. Пока они не найдены. Объективный анализ свидетельствует: российские старшеклассники уступают зарубежным сверстникам в умении практически использовать свои теоретические познания.


— А нам по всей Руси великой остается только ждать, когда умные столичные головы предложат оптимальные варианты?


— Вот уж нет! В сильных школах не ждут, что за них все придумают и принесут на блюдечке с голубой каемочкой. Кстати, такие школы у нас находятся необязательно в городских центрах. Помните пренебрежительную интонацию, с какой когда­то говорили: сельская школа, микрорайонная школа? То есть второсортная, окраинная во всех отношениях — не только по местоположению. Сегодня я могу назвать не одну школу и в микрорайонах Липецка или Ельца, и в сельских районах, куда ребенка отдать — за счастье.


Скажу простую, даже банальную вещь: если педагог настоящий, если он личность, то у него предостаточно возможностей, полномочий для творчества. Масса разных программ, учебников, методик — берись, действуй, реализуйся. Колоссальную роль в этом, безусловно, играет директор школы. Он не завхоз, чья главная забота — ремонт и новые столы да стулья. Ему необходимо собственное видение, программа, которая обеспечивает комплексное качественное образование и воспитание, со своей «изю­минкой». Многие школы известны под именами своих директоров, допустим, «школа Котельникова», «школа Раковского», «школа Поповичевой»…


Настоящий директор подбирает людей, если вам угодно, под свою концепцию. Не вообще физиков, химиков, филологов, историков, а единомышленников. Подбирает, выбирает и — стимулирует их творчество. В том числе — материально. В хороших школах, как правило, учителя получают и пятнадцать, и двадцать, и тридцать тысяч рублей. А где у директора психология и опыт завхоза, там иная картина: у самого­то у него зарплата на сорок процентов вырастает, а у рядового учителя — на десять...


— То есть приходим к старой истине: кадры решают все?


— Кадры всегда решали все, если они действительно решали, умели и хотели решать, брать на себя ответственность. А то ведь под разговоры о модернизации, о разных высоких материях и задачах мы часто наблюдаем вопиющую беспомощность и безразличие — прежде всего к детям. Вот вам абсолютно нелепая история. Один из учителей английского не удосужился протестировать уровень подготовки второклассников, заказал не те учебники, дал непосильную для малышей тему сочинения (почему-то о велосипедах). За ребят работу выполнили родители. А у педагога ни намека на осознание своего непрофессионализма, вины за неправильный выбор программы. Наоборот, без тени смущения человек заявляет: «Ну и что? Пусть теперь родители покупают новые учебники».


Позвольте: что значит — «пусть покупают»? Дети обеспечиваются учебной литературой на государственные деньги. Из-за недобросовестности преподавателя средства потрачены зря. С какой стати теперь за такую организацию дела должны расплачиваться семьи? Мамы и папы вообще не должны ничего платить в школе, кроме как за питание своих детей, ну еще за экскурсии, за посещение театра или музея…


Модернизация и формализм, душевная лень, профессиональное равнодушие, естественно, несовместимы. Когда люди хлопочут о видимости дела, о благополучии напоказ, все либо рушится, либо теряет смысл.


— Такое впечатление, что эта ваша досада спровоцирована каким-то совсем недавним поводом?


— Точно. Недавно на административном совете в Тербунах слушала выступление главы одного сельского поселения. Энергичная женщина: и улицы у нее освещены, и колодцы прочищены. А сверх того еще и двадцать восемь ребят, чьи мамы и папы живут на ее территории, учатся в вузах. Господи, как же любим мы этим гордиться, как народ жаждет во что бы то ни стало вузовских «корочек»! В некоторых школах не устают козырять тем, сколько их выпускников стали студентами.


Вот и эта женщина козырнула. А до нее, представьте, с той же трибуны опытный хозяйственник жаловался: не могу, дескать, найти зоотехника. Уж мы бы ему и дом построили, и зарплату хорошую положили. Я возьми и спроси у сельского главы: а среди ваших студентов на зоотехника кто-нибудь учится? А то ведь появился такой отличный шанс трудоустроиться, да еще поблизости от родного села. Выясняется: она не в курсе, кто, где, на кого учится. Да и вообще зачем молодежи возвращаться в село, считает она. Вот так мы и забываем о сути: разве не для того и стоит работать, чтобы прежде всего обустроить жизнь родного села, города, района, чтобы наши потомки продолжали жить на этой земле?


— Наверное, в умении задавать себе именно этот вопрос и кроется возможность реально изменить наш мир, нашу провинцию?


— Наверное. Я приведу факт из другой сферы — спортивной. Как вы считаете, чего ради нужно формировать, укреплять команды мастеров по футболу, хоккею, волейболу?.. Только затем, чтобы любой ценой завоевывать первые места, выигрывать кубки, звания, титулы? Тогда давайте искать большие деньги и нанимать легионеров из других городов, а еще лучше — из-за рубежа.


Но мы-то живем в Липецкой области. И нам-то важно, чтобы у местных мальчишек и девчонок был стимул, была перспектива, в конце концов, исполнилась мечта попасть в команду мастеров. Пусть они рвутся в спортшколы, секции, пусть закаляются, воспитывают характер и дерзают защищать честь региона. И пусть рядом с ними будут сильные тренеры, которые умеют помочь добиться успеха. Поэтому учредители команд изменили свою политику и делают ставку на наших ребят. Теперь их и в волейбольном клубе «Индезит», и в футболе, и в баскетболе, и в хоккее становится все больше. Допустим, среди липецких участников первенства страны по мини-футболу «своих» игроков насчитывалось восемьдесят с лишним процентов. А в баскетбольном клубе «Липецк» вообще нет «варягов». Хотя год назад «наемников» была почти половина. А теперь будем ждать результатов, которые покажут качество работы тренеров.


Да, это как будто бы частный момент. Но он вписывается в региональную политику по развитию массового спортивного движения и укреплению здоровья молодежи.


В преддверии 65-летия Великой Победы наши ­спортсмены решили посвятить этому юбилею 65 спортивных побед. И, так сказать, перекрыли свое обязательство: за год они свыше ста пятидесяти раз блеснули на международных и всероссийских соревнованиях, включая чемпионаты и кубки страны. Повторюсь: эти достижения — не самоцель. Мы видим, насколько обусловлены успехами в большом спорте такие массовые старты, как «Лыжня России», «Кросс наций», «Оранжевый мяч» и так далее, которые не случайно собирают десятки тысяч участников.


— Как-то вы неожиданно переключились с образования на спортивные дела, Людмила Валентиновна.


— Так и то, и другое, как говорится, сфера моей ответственности. И, разумеется, вопросы культуры, искусства, сохранение культурного наследия.


— А здесь какие для вас самые принципиальные события?


— Трудно расставить все по полочкам, выстроить иерархию, что важнее. Признаюсь: в равной мере радуюсь и тому, что снята серия фильмов о Липецкой области, которые смотрят в России и за рубежом — это, в частности, помогает «раскручивать» наши экономические зоны, в том числе туристско-рекреационного типа, и выходу замечательных книг о нашем регионе.


Хорошо, что превратилась в настоящий творческий, просветительский центр филармония. Она обрела завидную популярность среди липецких меломанов и с успехом показывает свои программы в московском Доме музыки. Мы традиционно проводим ряд престижных фестивалей и конкурсов, которые привлекают ведущих исполнителей, интереснейшие коллективы. Это обеспечивает постоянный творческий рост. Так, фестиваль-конкурс имени Игумнова получил статус международного, в нем теперь участвуют не только дети, но и пианисты более старшего возраста. Набирает силы конкурс имени Надежды Обуховой, благодаря ему мы слышим голоса молодых, но очень перспективных солистов России. В Липецке регулярно «гастролирует» «Эрмитаж», вызывая огромный интерес у жителей не только нашей области, но и ближайших регионов, опровергая былые скептические прогнозы.


— Вы настойчиво стараетесь проследить связь каких-то громких, масштабных явлений с повседневностью. Ведь вряд ли бы наши юные музыканты или художники добивались успеха на разного ранга творческих соревнованиях, не будь в области такого «бума» в искусстве, стольких ярких профессиональных коллективов, столько внимания к молодым талантам, столько программ, призванных им помогать.


— О программах можно бы поговорить отдельно. Они ведь касаются не только людей искусства, но и науки, спорта и так далее. Вот, к примеру, при Институте развития образования начала действовать областная Академия, где с одаренными детьми занимаются лучшие педагоги, крупные ученые.


— Вы пока ничего не сказали об охране памятников истории и культуры...


— Это потому, что в несколько слов тут не уложишься. У нас же на учете состоит свыше трех тысяч таких памятников! В минувшие десятилетия о сбережении их больше было разговоров, чем реальных дел. Потому мы и потеряли, допустим, здание курзала или петровскую контору в Нижнем парке.


Но постепенно ситуация изменилась. В минувшем году на эти цели из областного бюджета выделено сорок миллионов рублей. Разработаны проекты зон охраны для семи имеющих историческую ценность городов. Ведутся реставрационные работы в Доме Игумнова в Лебедяни, Вознесенском соборе, Успенском храме, усадьбе Заусайлова — перечень далеко не полный.


Что представляется мне симптоматичным: впервые возбуждено уголовное дело за разрушение дома замечательного поэта Каменского, более известного под псевдонимом Алексей Липецкий. Нельзя, чтобы сходило с рук варварское отношение к тому, что принадлежит не нам, а прошлому и будущему, нашим потомкам.


Но как раз в этом плане возникают проблемы. Какие-то объекты культурного наследия переходят в частное владение. Это нормально и, в принципе, должно бы послужить их сбережению и восстановлению. Однако нередко новые хозяева просто не ведают, что такие приобретения по закону сопряжены с серьезными обязательствами, по- казенному выражаясь — с обременением. Возникают конфликтные ситуации, когда в охранных зонах начинается строительство без учета того, какого рода объекты можно здесь возводить, какой высоты и так далее. Бывает, даже местная власть дает «добро» на снос памятников — это случилось, например, в городе Лебедяни. Помалкивают и специалисты, занимают позицию сторонних наблюдателей архитекторы, хотя сами же готовили проекты этих охранных зон и хорошо знают их ценность.


Видите, какая это необъятная и непростая тема для обсуждения — наше наследие. Тем более что к нему ведь относятся не только здания, усадьбы, но и народная музыка, обряды, танцы.


— Пытаюсь придумать вопрос, Людмила Валентиновна, который позволит закончить разговор каким-нибудь оптимистическим обобщением.


— А это обязательно? Дети растут, учатся, в музеях и выставочных залах проходят интереснейшие экспозиции, работают, творят артисты, музыканты, писатели. Есть проблемы, которые требуют терпения, честности, мужества. Короче, жизнь продолжается. На мой взгляд, это и вселяет оптимизм.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 24 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спорт шаговой доступности

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Спорт

Повысить грамотность предпринимателей

Ирина Смольянинова, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Экономика

Давайте работать от сердца

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура
Даты
Популярные темы 

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Бюджетникам повысят зарплату

Сергей Кибальниченко, Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Власть

Безопасность как принцип

Лариса Пустовалова, larisa.pustowalowa@2017 // Общество

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество

Кто ищет, тот найдет

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Образование



  Вверх