lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
7 марта 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Династия арт-туристов, или «Ищите женщину»

07.03.2011 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский, Александр Юшков (фото)
// Культура
Елена НЕНАСТИНА. «Тёплый осенний день»Мария САПРЫКИНА. «Полевые цветы»

На выставке Марии Сапрыкиной и Елены Ненастиной, открывшейся на прошлой неделе в Центре изобразительных искусств, я подошёл к одному из известных липецких живописцев. На вопрос о впечатлениях он смущённо пожал плечами и изрёк: «Как-то туризма слишком чересчур». Действительно, когда я накануне разглядывал альбом Елены Ненастиной, он напоминал живописный буклет по красивейшим уголкам Европы и России.


«Туризма не чересчур», – объяснил я нашему уважаемому художнику. Просто смысл экспозиции в том, чтобы перенести зрителя с подмосковных лугов в Великий Новгород, оттуда – в Париж, а дальше – в Венецию. В конце концов, не было бы путешествий – не было бы и картин: написаны они, как нетрудно догадаться, с натуры. Именно переезды и странствия вдохновляют творческую династию. Почему династию? Да потому, что Мария Никитична Сапрыкина и Елена Николаевна Ненастина – мама и дочь. Почтенные дамы пожаловали к нам из Подмосковья аккурат в канун Международного женского праздника, в ознаменование которого выставка звучно и просто именуется «Ищите женщину». Мы нашли виновниц торжества среди множества собравшихся на открытие друзей и почитателей и поделились соображениями различного свойства. Краткий отчёт о той интереснейшей беседе – вашему вниманию.



Загород против города


– Ваши картины – довольно разные. У Елены заметно преобладают городские мотивы…


М.С. – Лена больше путешествует, а я сижу дома. Она, вне всякого сомнения, городской житель, урбанизированный. Хотя на выставке немало представлено и видов деревень, старых городов. Те же Серпухов, Протвино, Елец. Мы ведь жили в Ельце, дочь очень привязана к нему. А я, напротив, не люблю городские сюжеты, предпочитаю пейзаж. Раньше моим «коньком» считался портрет. Бывало, в Союзе художников объявляют: планируется выставка, посвящённая селу. Сказано – сделано. Нас собирают и вывозят по деревням рисовать героев и передовиков труда. Писала, помню, и пчеловодов, и доярок, и сельских учителей. И на знаменитую четвёртую домну, как многие, выезжала.



– У меня такое чувство, что все наши живописцы «старой школы» отметились там. У Евгения Павловича Сальникова есть целый «металлургический» цикл, Юрий Дмитриевич Гришко рассказывал много историй о том, как лепил ударников.


М.С. – У меня их была целая бригада, шесть сталеваров. Впоследствии, когда в нашей стране восторг по поводу трудящихся умерялся, позировать стало просто некому. Ведь это довольно утомительно. И я переключилась на пейзаж. Да и Лена не даёт мне расслабляться. Она всегда берёт меня с собой на все вылазки с этюдником. Интересная штука: мы подчас и пишем с одной и той же натуры, но получаем кардинально разный результат. Признаюсь, дочь пыталась повлиять на меня, на способ моего изобразительного самовыражения, но ничего не вышло. Моя манера – как часть меня.



– Так и разжигает спросить: преемственность в профессии – результат долгой подготовки и кропотливых бдений над мольбертом в родительской мастерской?


М.С. – Как ни странно, ни одного урока собственному ребёнку я не дала, хотя с её друзьями занималась. Изобразительное искусство – сознательный и самостоятельный выбор Елены. И все трое её детей по­шли той же стезёй.


– Ах, теперь смысл такой удивительной разности вашего творческого видения несколько прояснился. Елена, ваши произведения, даже не говоря о преобладании городских сюжетов, отличаются какой-то особой структурностью, архитектурностью…


Е.Н. – Мне действительно нравятся дома, архитектура. Оттого, наверное, и лес получается архитектурный. Это уже стало практически моей официальной идеологией как художника. Я смотрю на свои работы с точки зрения формы, организуя на листе определённое пространство. Внутренняя форма архитектуры – вот что привлекает. Недавно ездила в Италию, изучала, как располагаются фрески внутри храмов. Отметила интереснейшую вещь: фрески буквально обтекают внутреннее убранство, создавая неповторимый пластический эффект. Для меня это подобно застывшему времени. Будто бы живопись – жизнь, а архитектура – время. Они соединяются, и жизнь плывёт по архитектуре. Говоря об этом, не могу не упомянуть ещё об одном открытии, которое было сделано во время двухмесячной поездки в Париж. Любой художник, наверное, мечтает попасть туда. Но вспоминаю я этот город даже не в связи с рисованием. Именно в парижском Лувре я осознала непрерывность, преемственность истории искусств. В знаменитом музее открылась взаимосвязь между всеми теми отдельными произведениями, которые приходилось видеть до того. Искусство – это течение времени, это единое пространство. Лучше всего форму данного пространства, как я уже заметила, отражает архитектура.


Особенности архитектуры


– Архитектура – тема актуальная, поскольку города неуклонно разрастаются, новое подминает старое. Причём, по моим наблюдениям, отношение к старому в нашей стране странное. Или пылинки сдувают, прячут за заборами, оцепляют кордонами, или плюют, разбазаривают, разрушают, незаконно сносят. В Италии люди просто живут среди своей истории, не воспринимая артефакты древности как неприкосновенные святыни. Гуляют среди дворцов и сидят ночами на прохладных ступеньках храмов.


Е.Н. – Полагаю, что в России просто неправильный взгляд на архитектурное наследие. С одной стороны, памятники охраняют, с другой – ещё большее их число уже практически невозможно восстановить, настолько они запущены. В той же Италии в Равенне, где я недавно побывала, сохранились церкви VI-VII веков. Или Париж, где рядом будут стоять постройка современная и та, чей возраст исчисляется восемью столетиями. Охраняются они одинаково, и причинение ущерба обеим будет с точки зрения закона иметь одинаковые последствия. Наверное, ответ заключается в самом том факте, что люди живут в этом пространстве, рядом с древними домами и соборами. И нормально, с уважением к этому относятся. Самое же главное, что я отмечаю для себя в западноевропейских городах, – там берегут силуэт города. В той же Москве застройка и «перекройка» районов и улиц идёт настолько неупорядоченно, что истинные очертания столицы помнят теперь разве что старожилы. То есть максимум, о чём могут подумать у нас, – форма здания. Истинный же архитектор обязан предвосхищать, как будет смотреться небо на фоне построек, будет ли его видно вообще.



– Как вы считаете, в чём заключается основная проблема архитектуры современных российских городов, в каком направлении развивается архитектурная мысль наших градостроителей?


М.С. – Что касается образа Москвы, то он безнадёжно загублен. Не видно ни одной церкви, всё заставлено, завешано. Ладно, оставались хотя бы силуэты высотных зданий, так называемых «сталинских высоток». Теперь же всё, что попадается на глаза горожанину, – одни лишь серые столбы многоэтажек, выросшие повсюду. Вот где-нибудь в Нью-Йорке, в Мехико это выглядит естественно, а для российской столицы подобные новшества пагубны. Это страшно. Та Москва, к которой мы привыкли, перестаёт существовать.



– В США, смею вас уверить, страшней. Когда «пробираешься» по довольно узкому на самом деле Бродвею на Манхеттене, возвышающиеся над головой небоскрёбы из бурого, покрытого многими слоями гари кирпича производят гнетущее впечатление. Для Москвы с её богатейшей историей и складывавшимся в течение веков лицом мимикрия «под» такие стандарты, я считаю, фатальна.


Е.Н. – Но Москвой, хоть она и не вся Россия, дело, к сожалению, не ограничивается. Растущие в самых неожиданных и неподходящих местах многоквартирные «коробки» и гостиницы с ресторанами – беда многих наших городов. Думается, что решение градостроительной проблемы нужно централизованно отдавать на откуп одному конкретному специалисту, который бы проектировал весь городской ландшафт. Как это было, например, в Санкт-Петербурге. Северная Пальмира до сих пор за много лет так и не утратила своей уникальности. И серьёзно там испортить что-либо затруднительно именно в силу архитектурных особенностей. То ли дело – Москва. Чистые пруды, самый центр. И вдруг, будто из-под земли, непонятная девятиэтажка.


М.С. – Обычно когда я приезжала в Липецк, в последние годы останавливалась на окраине. В этот раз удалось хорошенько всё рассмотреть. Город изначально был задуман удачно, каким я его помню. То есть расположение улиц, мостов, жилых районов, тех же пресловутых девятиэтажек. Но сейчас очень бросается в глаза то, что «лепят» кто во что горазд. Будто бы будущий владелец, инвестор сам рисует чертёж на первой попавшейся бумажке. И при всей видимой «нарядности» рядом со старыми серенькими коробками выглядит всё это маловразумительно. Создаётся ощущение, что об исконном замысле все забыли, а генеральный план отложили в самый дальний ящик.



Малые города как источник вдохновения


– Беседуем мы с вами о больших городах, а проживаете вы, тем не менее, в маленьком подмосковном Протвино. Да и Елец, откуда вы переехали, великаном не назовёшь.


М.С. – Протвино – городок учёных с населением всего сорок тысяч человек, удивительное место. Прямо посреди леса. От одного массива к другому идёшь через лесок. Можно грибы собирать, ягоды. Изобилие цветов, кустов сирени. Красота! Кстати, пятиэтажки практически отсутствуют, зато есть болгарские башенки, девятиэтажные постройки, «муравейники». Что-то из красного кирпича, что-то из белого. Архитектура разнообразная, но совсем не скучная и подчинённая какому-то своему внутреннему порядку. Вообще поселение меньших размеров легче организовать, нежели тот же Липецк. Да и за примерами не надо далеко ходить, посмотрите хоть на Елец.


Е.Н. – В Елец мы, кстати, охотно возвращаемся. Можно останавливаться в доме у знаменитого на всю округу мецената и коллекционера Евгения Павловича Крикунова. Позапрошлым летом он организовал пленэр для моих студентов из Полиграфического института. Елец – особый город, и, конечно, уехав оттуда, мы склонны теперь на расстоянии его несколько романтизировать. С другой стороны, живя там и ежедневно выходя на улицы, многого не замечаешь. Можно сказать, что лично я город детства открыла для себя (или он показал своё естество) спустя много лет после переезда оттуда. А может быть, ради этого и стоило оттуда уехать. Когда возвращаюсь на время – испытываю творческий порыв, вдохновение, радость, но оставаться всё-таки не хочется.



– Путешествия, как мне кажется, в значительной степени генерируют энергию, создают стимул к творчеству, не так ли?


М.С. – Несомненно! Перед самым нашим отъездом уже из Липецка в 1997 году мне предложили сделать экспозицию в выставочном зале в честь семидесятилетнего юбилея. Экспозиция стала своеобразным прощальным кивком и последним «прости» Липецку. Так вот, повешено на стены было довольно большое количество работ. Вообразите, ни одной из них я у себя не обнаружила, когда подбирала картины для выставки нынешней. За тринадцать лет они все незаметно для меня разошлись. Зато за тот же срок свежих написано больше, чем чуть ли не за весь елецко-липецкий период. Так что переезд, несомненно, пробудил во мне стремление к плодотворному созиданию.


Е.Н. – Путешествия позволяют делать открытия, а открытие – то, зачем вообще нужно искусство. А оно, в свою очередь, – откровение, чудо, новый смысл, новое видение.



– Что же, зрителю, уверен, есть чем полакомиться на вашей выставке и заочно прикоснуться к тем откровениям, которые настигли вас в странствиях по разным красивым городам и местам! Спасибо, и ездите ещё, ездите больше!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 19 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +11 C°  Ночь: +11 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина
// Общество

Не тяни резину

Марина Кудаева
// Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева
// Общество

На отдых досрочно


// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье



  Вверх