lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
1 марта 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Гагаринские предтечи

01.03.2011 "Липецкая газета". Александр Артемьев, руководитель Центра космических знаний
// Общество
Константин Циолковский.
Константин Циолковский.Первая жидкостная ракета ГИРД-Х.Сергей Королев готовится к полету на спроектированном и построенном им самим планере.

Многие века наши предки мечтали порвать путы земного при­тяжения, подняться в небо и увидеть то, что скрывает от взора человека таинственная линия горизонта. В древних рукописях, в научных трудах мыслителей разных эпох мы можем найти вещественные доказательства поиска способов полетов в заоблачные дали. Даже сказочные персонажи Баба Яга или Змей Горыныч, совершавшие полеты по небу, первая — в ступе с метлой, второй — извергая невообразимый шум (не прообраз ли это современных ракетных двигателей?) подтверждают то, что люди далеких от нас эпох в своих фантазиях предвидели время, когда необычные корабли начнут бороздить воздушный океан так же просто, как морские суда преодолевают безбрежные просторы океана. От мечты, от сказочных образов, рождавшихся в головах наших еще необразованных предков, через тернии научного поиска путь лежал к реальным схемам, к открытию законов природы, которые помогли человечеству оторваться от земли.


Воплощение мечты


Оставшиеся нам в наследство работы выдающегося ученого эпохи Возрождения Леонардо Да Винчи говорят о том, что уже в XVI веке вопрос полетов в небе был очень близок к своему решению. По крайней мере, великий итальянец за много веков до появления вертолета представлял принципы его устройства. Он же предсказал появле­ние парашюта — способа спуска с небес на землю.


Но для того, чтобы человек действительно смог оторваться от матушки-Земли, потребовалось еще много времени и усилий ученых и изобретателей многих стран и народов. Случилось это в конце XVIII века во Франции. Первыми людьми, взглянувшими на землю с высоты птичь­его полета, стали два брата Монгольфье. Их фамилия дала имя новому изобретению — большому воздушному шару, изготовленному из легких деревянных материалов и бумаги с под­вешенной на веревках корзиной для воздушных путешественников. Шар наполнялся горячим дымом от костра и устремлялся в небо на большую по тем временам высоту.


Однако французы были не одиноки в своем поиске. История сохранила для нас и имя рязанского крестьянина по фамилии Крякутный, который обладал исключительной смекалкой и наблюдательностью. Он, так же, как и братья Монгольфье, заметил, что теплый дым от костра поднимается вверх, и попытался поймать легкий газ с помощью огромного шара, сши­того из шкур. Его полет, как гласит легенда, был очень коротким и чуть было не закончился гибелью изобретателя. Но воздушные шары, наполненные легким теплым газом, с тех пор успешно и широко используются во всем мире. Правда, теперь их конструкции стали надежнее, чем те, которые применялись двести с лишним лет назад.


Следующим шагом в небо стало изобретение самолета, аппарата, работающего на использовании принципа подъемной силы крыла. Приоритет в открытии и научном обосновании возможности полетов на машинах, снабженных винтом и крыльями, принадлежит России. Николай Жуковский — вот имя русского ученого, кому потомки обязаны за его аэродинамику, главную небесную науку, научившую человека летать, как птица. Американцы братья Райт, француз Блерио стали первыми, кто смог реализовать идеи Жу­ковского и взлететь в небо.


Но, завоевав одну высоту, человек стремился подняться выше. Одолеть новую высоту, выйти за пределы земной атмосферы человеку должна была помочь ракета...


Николай Кибальчич


Николай Кибальчич прожил очень короткую жизнь (1853—1881 гг.), которая прервалась на эшафоте. Обладая исключительными талантами учёного и изобретателя, он смог их реализовать, к величайшему сожалению, только в террористических целях: его «адская машина», начинённая самодельным динамитом, брошенная Гриневицким в императора Александра II, достигла своей цели, царь был смертельно ранен. Группа заговорщиков, в которой был Кибальчич, после следствия и суда была казнена.


Однако, находясь под следствием в Петропавловской крепости, Николай Кибальчич сумел обосновать принципы, по которым мог быть построен пилотируемый летательный аппарат. Приоритет Кибальчича заключается в том, что он предложил в качестве реактивного двигателя пороховой заряд. Причём автор идеи продумал и то, как можно было бы управлять движением ракеты, изменяя вектор тяги порохового двигателя или программируя его горение. Можно сказать, что Кибальчич ещё в те далёкие времена, в тюрьме, перед самой своей казнью придумал то, что сегодня называется «твёрдотопливный ракетный двигатель» и нашло широкое применение в ракетной технике и космонавтике.


К сожалению, тетрадь Николая Кибальчича с чертежами и расчётами после казни оказалась в архиве департамента полиции вместе с другими документами. Идеи Кибальчича стали известны широкой общественности только в 1918 году после опубликования в журнале «Былое».


Константин Циолковский


Константин Циолковский родился 17 сентября 1857 года. Этот человек вошел в историю мировой науки как великий уче­ный, теоретик космонавтики, сделавший очень много открытий в области физики, астрономии, аэродинамики, математики, тепло­техники и других наук. Это был действительно от природы талантливый человек, одержимый идеей полета в заоблачные выси, умевший преодолевать преграды, которые ставили на его пути жизнь и люди, не осознававшие того, какие великие, просто пот­рясающие перспективы открывают человечеству теоретические раз­работки Циолковского.


Он родился в семье обедневшего польского дворянина — провинциального служащего лесного ведомства. Все годы своей жизни Константин Эдуардович Циолковс­кий ощущал нужду в средствах, сначала — для нормальной учебы, потом — для своих научных исследований и экспериментов. А перенесенная в детстве скарлатина привела к тому, что Циол­ковский потерял слух и всю жизнь страдал глухотой. По этой причине он не смог закончить гимназию. Он рано потерял родителей и не мог рассчитывать на чью-то помощь. Однако проявив­шийся в детстве интерес к наукам, упорство и желание познать неизведанное, дали юному Циолковскому силы самостоятельно освоить курс гимназии (основным местом учебы Константина стали библиотеки Москвы, Рязани, Вятки), а затем сдать эк­замены на звание учителя уездной школы.


Зарабатывая себе на жизнь уроками в учебных заведениях, Константин Циолковский все свободное время посвящал опытам, научным расчетам, экспериментам, сам своими руками строил различные приборы и модели. Так, уже в возрасте 20 лет он создает первую в мире центробеж­ную машину — прообраз современных центрифуг — и проводит опыты с различными животными, изучая их способность переносить много-к­ратные перегрузки. Как мы знаем, сегодня тренировки космонавтов на центрифугах являются основным элементом подготовки к космическим стартам. Затем Ци­олковский строит и запускает монгольфьер, работает над проблемой полета аэростата, рассчитывает конструкцию дирижабля, про­филь крыла самолета, опередив намного самые смелые проекты других ученых и конструкторов, по сути — опередив само время.


Наверное, поэтому его не понимали те, кто по должности своей должен был в то время поддержать талантливого ученого, выделить средства на его революционные проекты. Однако пришло время, и имя этого человека зазвучало не только у нас в России, но и далеко за ее пределами. Мир узнал его гениальные работы, открывающие путь человечеству в заоблачные дали. 10 мая 1897 года (дата зафиксирована доподлинно) Циолковский вывел форму­лу, по которой, в общем-то, и строятся современные многоступенча­тые ракеты, осуществляются космические полеты на орбиту вокруг Земли и в дальний космос.


Книга Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», изданная уже в годы Советской власти, когда ученый получил заслуженное признание, стала основным его трудом в области теоретического обоснования космических полетов, целей и задач космонавтики, пути развития земной цивилизации через постепенное освоение косми­ческого пространства. Слова Циолковского «Земля — колыбель человечества. Но не может человек все время находиться в колыбели. Он шагнет в космос, который даст человеку горы хлеба и бездну могущества» оказались пророческими.


Юрий Кондратюк


Юрий Васильевич Кондратюк, один из пионеров космонавтики, родился 21 июня 1897 года в Полтаве. Настоящее его имя — Александр Игнатьевич Шаргей. Он, офицер, участвовал в гражданской войне на стороне белых и вынужден был, чтобы выжить и не попасть под репрессии большевиков, дезертировать из деникинской армии и скрываться под чужой фамилией, сменить место жительства.


Еще в юные годы он увлекся идеей межпланетных сообщений, целеустремленно шел к поставленной цели — разработке теоретических основ и практических рекомендаций для будущих космических полетов. Будучи еще совсем молодым, Кондратюк (Шаргей) написал серьезную научную работу «Тем, кто будет читать, чтобы строить», в которой вывел основное уравнение движения ракеты (независимо от К. Э. Циолковского), дал схему и описание 4-ступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя со схемами форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла, турбинного насоса для подачи топлива, системы управления ракетой с применением гироскопов. В этой же работе Кондратюк сформулировал революционные предложения об использовании сопротивления атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива, о старте космического аппарата к Луне и другим небесным телам с орбиты искусственного спутника Земли как наиболее экономичного метода исследования далеких планет. Кондратюк также задумывался об использовании даровой солнечной энергии для снабжения космического аппарата, о создании систем зеркал на орбите вокруг Земли для освещения городов в ночное время.


В 1929-м в Новосибирске на собственные средства Кондратюка был напечатан его главный труд — книга «Завоевание межпланетных пространств», в которой определена последовательность этапов освоения космического пространства, более подробно рассмотрено большинство технических решений космических полетов, схем многоступенчатых ракет и др. Во многом Кондратюк опередил свое время. Скажем, предложенная им схема полета космического корабля на Луну в дальнейшем была успешно реализована американцами в программе «Аполлон».


Оставаясь патриотом своей Родины, Кондратюк в первые дни Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт, участвовал в боях. Место и дата его гибели остаются неизвестными. Именем Кондратюка назван кратер на Луне.


Фридрих Цандер


Фридрих Артурович Цандер родился 23 августа 1887 года в Риге в семье доктора медицины. С отличием окончил Рижское реальное училище. Рано познакомился с работами Циолковского, а затем увлекся идеей космических полетов. Высшее образование Цандер получил в Рижском политехническом институте, после чего приступил к исследованиям в области теории межпланетных сообщений.


В 1921 году он сделал доклад о проекте межпланетного корабля-аэроплана на конференции изобретателей. В 1924 году опубликовал в журнале «Техника и жизнь» статью «Перелеты на другие планеты». В ней он отстаивал идею создания космического аппарата, сочетающего в себе ракету и самолет. Он предложил сжигание в полете отработавших металлических частей космического аппарата в качестве дополнительного горючего. Цандер одним из первых разрабатывал идею об использовании Луны или попутных планет (их гравитационного поля или атмосферы) для увеличения скорости полёта на другие планеты (успешно была реализована в 70—90 годы прошлого века во время полетов межпланетных станций «Пионер», «Вояджер», «Вега», «Кассини» и др.), а также идею планирующего спуска космического аппарата с торможением в атмосфере планеты (применяется на космических кораблях «Союз» с 1967 года). В 1930—1931 годах Цандер построил и испытал реактивный двигатель, работавший на сжатом воздухе с бензином. В 1931—1932 годах он спроектировал установку с жидкостным ракетным двигателем (на жидком кислороде с бензином).


Группа изучения реактивного движения (ГИРД), в которой Цандер принимал активное участие, создала и запустила первую советскую ракету конструкции М. К. Тихонравова, а затем вторую — по его проекту.


ГИРД объединила в своих рядах многих инициативных инженеров, конструкторов, таких, как будущие «космические генералы» Сергей Королёв, Валентин Глушко (он ещё раньше в Ленинграде, в стенах ГДЛ (газодинамической лаборатории) начал работы над созданием жидкостных и электрореактивных ракетных двигателей). Во многом ГИРД, на базе которой в 30-е годы был создан первый «ракетный» научно-исследовательский институт — РНИИ, стала школой будущих конструкторов ракетных систем. И Фридрих Цандер сделал немало для того, чтобы привлечь молодых талантливых людей к идее реактивных полётов и исследованию космоса.


К сожалению, Цандер рано умер (в 1933 году), не успев осуществить свои далеко идущие проекты. Именем Цандера назван кратер на обратной стороне Луны.


Сергей Королев


Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомире (Украина). Его уму, таланту, выдающимся организаторским способностям наша страна обязана своими триумфальными достижениями в космосе в 50 — 60-е годы.


Тернистый путь к звездам юный Сергей Королев начал еще в 20-е годы, когда сконструировал, построил и сам лично испытал в полете первый свой летательный аппарат — планер. В 30-е годы подающего большие надежды конструктора пригласили в только что созданную организацию энтузиастов ракетной техники — ГИРД.


Уже в 1933 году этому коллективу удается создать первые образцы жидкостных ракетных двигателей и испытать недалеко от Москвы первую ракету. В дальнейшем разработки ГИРДа-РНИИ нашли свое применение при создании первых реактивных систем залпового огня, в том числе и знаменитых «катюш». Однако в разгар жестоких сталинских репрессий в 1937—38 годах практически весь коллектив РНИИ подвергся гонениям, многие грамотные и способные специалисты оказались в лагерях, расстреляны или умерли, не выдержав испытаний. Среди репрессированных оказался и Сергей Королев.


От смерти его спас знаменитый конструктор Андрей Туполев, который, сам, находясь в бериевской «шарашке», за колючей проволокой занимаясь созданием получивших в дальнейшем всемирную известность бомбардировщиков, вспомнил о молодом и талантливом конструкторе. Королева нашли практически умирающим в лагере на Колыме, доставили в КБ Туполева, где он находился до 1944 года. Тогда наши наступающие войска захватили в Польше, а затем и в Германии малопонятные конструкции неизвестных доселе снарядов, которыми фашисты обстреливали на большое расстояние англичан и поляков. Это были ракеты «Фау-2» Вернера фон Брауна. Для изучения этих снарядов сформировали группу специалистов, в которую вошел и Сергей Королев.


Так ему второй раз пришлось заняться тем, к чему он стремился всю жизнь. Вскоре Королев стал главным конструктором советских баллистических ракет. Под его руководством развернулись грандиозные работы по созданию баллистических ракет различного назначения, началось формирование производственной базы, ставшей впоследствии основой нашей ракетно-космической отрасли.


Космический корабль «Восток», на котором был выполнен первый в истории человечества пилотируемый полет вокруг Земли, так же, как и ракета-носитель «Восток», создавался в конструкторском бюро, которым руководил Сергей Королев. Конечно, над этим проектом трудились многие коллективы нашей страны, многие научные организации и заводы, множество истинно талантливых, умных конструкторов и рабочих. Но без преувеличения можно ска­зать, что именно светлый ум, великолепные организаторские спо­собности главного конструктора Сергея Королева, его «пробивная» мощь (на начальном этапе в руководстве нашей страны у него было не так много сторонников и приходилось прилагать массу усилий и напористости для того, чтобы добиться реализации кос­мических замыслов, убедить некоторых военных и политических руководителей страны в том, что нам нужны не только ядерные ракеты, но и спутники, и межпланетные станции, и пилотируемые корабли), его умение увлечь конструкторов и ученых своей иде­ей стали теми важными отправными точками, которые позволили осуществить прорыв человека в космос.


Вспомним триумфальные успехи нашей страны в исследовании космоса, которые были достигнуты в 50 — 60-е годы прошлого века и за которыми стоит имя Сергея Павловича Королева. Первый в мире искусственный спутник Земли, первые в мире автоматические межпланетные станции, отправившиеся к Луне, Венере и Марсу, первый в мире возвращенный на Землю космический аппарат с животными — собачками Белкой и Стрелкой на борту, первый в мире полет в космос человека, первый в мире многоместный пилотируемый корабль, первый в мире выход человека в открытый космос. Наконец, первая в мире мягкая посадка автоматической станции на поверхность Луны. Правда, это событие произошло уже после смерти Сергея Королева и стало прощальным салютом этому поистине великому человеку, на долгие годы вперед определившему пути развития нашей космонавтики.


Фото из архива автора.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 18 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: +4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вместо ёлки – букет

Алёна Кашура
// Общество

Партнёров выбирают

Мария Завалипина
// Общество

Красота бескорыстного служения

Наталья Сизова
// Общество

Уроки заботы

Дарья Шпакова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева // Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис // Общество

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин // Общество

Под Ельцом вновь били Гудериана

Сергей Банных // Общество

Афиша

// Культура



  Вверх