lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
21 февраля 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Баянных дел виртуозы

21.02.2011 "ЛГ:итоги недели". Олег Ножкин
// Культура
Фото из архива Липецкого трио баянистов

28 февраля в областном центре культуры и народного творчества состоится концерт, посвящённый 35-летнему юбилею прославленного Липецкого трио баянистов. Коллектив, который был создан в 1975 году, за время своего существования стал лауреатом всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов, а в 2010 году был награждён специальными именными призами – «Серебряными дисками» – за заслуги в баянном искусстве. Трио попало даже в Книгу рекордов Гиннесса.


1977 года участники трио – солисты Липецкой областной филармонии. Множество наград и премий, более шести тысяч концертов в России и за её границами в копилке этих виртуозов. В репертуаре ансамбля сочинения разных стилей и жанров отечественной и зарубежной классики, произведения композиторов-современников, талантливые обработки народной музыки.


Музыканты верят в своё искусство, любят своих слушателей и не ищут лёгких путей, приобщая к настоящей музыке всех, кому посчастливится побывать на их концертах.


Нынешний состав трио – это заслуженные артисты России Вячеслав Мельник, Виктор Карпий и вошедший в состав коллектива в 1999 году Сергей Ельчанинов.


Всё о своём коллективе корреспонденту «Итогов недели» рассказал


Вячеслав Мельник.



– Таких коллективов, как ваше трио, – единицы в мире. Тот факт, что вы живёте и работаете в Липецке – это большая честь и удача для города. 28 февраля вы устраиваете концерт, посвящённый 35-летию коллектива. Через два года можно будет отметить ещё один юбилей – 35 лет работы в Липецкой государственной филармонии. Расскажите, как всё начиналось?


– В наш первый состав входили я, Виктор Карпий и Анатолий Науменко. В начале 70-х годов теперь уже прошлого столетия мы все учились на Украине в музыкальном училище. И вот однажды мы услышали уральское трио баянистов, то самое, которое в 2008-м отметило своё пятидесятилетие…



– Кстати, в своих воспоминаниях организатор кисловодского ансамбля баянистов пишет нечто похожее: «замысел создания баянного ансамбля подлинно профессионального уровня зародился у меня под впечатлением от блестящих выступлений Липецкого трио баянистов на II Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах».


– Вот видите, как бывает. А в то время, о котором я говорю, мэтрами были уральские баянисты. Их пример вдохновил нас создать что-то своё. Но реализовать идею мы смогли только после поступления в Воронежский институт искусств, под чутким руководством нашего преподавателя, талантливейшего, харизматичного человека Александра Афанасьевича Тимошенко. В 1975 году мы впервые выступили публично с 45-минутной программой. Это было в зале Центральной музыкальной школы в Воронеже. А в 1977 году мы уже поехали на гастроли. Сами. За свои деньги. Днепропетровск–Днепродзержинск–Одесса.



– Когда вы почувствовали себя единым творческим организмом?


– Это ощущение складывалось постепенно. Мы просто занимались творчеством. К счастью, с нами был наш руководитель, вдохновитель и наставник Александр Афанасьевич Тимошенко. Интереснейший человек. Композитор, поэт, исполнитель. О нём можно невероятно много и интересно рассказывать. Как солисты, по отдельности, мы участвовали в международных конкурсах. Виктор Карпий, например, в 78-м году победил на польском «Кубке Мира». Потом он колесил по всей стране с сольными концертами. Я в 79-м стал лауреатом международного конкурса в Клингентале. Кстати замечу, что раньше международные конкурсы были действительно серьёзнейшим испытанием. Представьте, огромная страна, огромное количество претендентов, из которых в год нужно выбрать только двух-трёх человек.


А теперь отвечу непосредственно на ваш вопрос: через пару лет после основания наш коллектив уже был единым целым.


В 1979 году мы стали лауреатами Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в Ленинграде. Кстати, первое место в номинации «вокал» тогда заняла Надежда Бабкина со своим ансамблем «Русская песня». А мы стали вторыми среди баянистов. После лауреатства в Ленинграде нас включили в график Рос- Союз- и Госконцерт. Начались напряжённые гастроли, в том числе и зарубежные.


– Вы дали более шести тысяч концертов. Это колоссальная нагрузка…


– Вы правы. В идеале нужно давать один сольный концерт в день. Но всякое случается. Помню, из-за метеоусловий мы несколько дней не могли вылететь в Благовещенск, где у нас были четырёхдневные гастроли. Прилетели, когда оставался только один день. Администратор спрашивает: отыграете четыре концерта? Мы, естественно, ответили согласием. А однажды давали концерт для одного-единственного слушателя – капитана океанского судна. Он забыл о нашем выступлении и отпустил команду в увольнительную на берег, пришлось ему слушать нас в одиночестве.



– Как такой напряжённый концертный график отражался на вашей семейной жизни?


– Наши супруги относились к этому с пониманием. За что им большое спасибо.



– Такие музыкальные коллективы, как ваш – известные, успешные, востребованные – сейчас называют словом «звёзды». Извините, но очень хочется спросить: вы себя «звёздами» ощущали?


– Звёзды на небе. А если и называть кого-то этим именем, то, может быть, только Баха, или Моцарта, или Рахманинова. А сейчас все вдруг стали «звёздами». Поклонники нас, конечно, узнавали, но толпы за нами не ходили. Следует учесть, что у нас достаточно специфический жанр – баянное трио. Основные площадки для выступлений, которые по сей день остаются любимыми, это музыкальные школы, колледжи, академии, консерватории. Это наши слушатели, подготовленные и образованные. Они знают и нас, и нашу музыку, и система оценки у них уже определена. Время идёт, но на этих площадках нас, как и раньше, ждут и принимают очень тепло.



– За 35 лет много воды утекло. Изменились не только слушатель и его вкусы, но и сама страна…


– Мы начинали в СССР, при советской власти. И тогда, конечно, в музыкальной сфере была совсем другая ситуация. Как я уже говорил, Рос-, Союз- и Госконцерт обеспечивали музыкантов гастролями. Если ты показал себя как профессионал, выиграл конкурс, то работой будешь обеспечен. Мы чувствовали себя достаточно уверенно. Потом СССР распался. Это был август 1991 года. Мы, кстати, тогда находились в Польше. На конкурсе. Нас организаторы спрашивают: «Вы знаете, что у вас творится?» – включают телевизор, мы смотрим новости, а у нас по Москве ездят танки, стреляют по Белому дому! И они нам предложили остаться. Пообещали похлопотать насчёт гражданства, обеспечить работой. Но мы отказались от такого заманчивого предложения.


– Начались сложные 90-е годы: приватизация, бандиты, нищета, обманы… Как вся эта неблагоприятная обстановка отразилась на вашем коллективе?


– Как и всем бюджетникам, нам жилось несладко. Заработать где-то «слева» тоже невозможно было. Все говорили: денег нет. Филармония свою норму концертов, конечно, давала, но все эти карточки, вы же помните... По районам, по области ездили много, но серьёзных гастролей не было вообще. Гастрольные агентства, работавшие в Советском Союзе, исчезли вместе со страной. И через некоторое время организаций, которые занимались бы музыкантами, не осталось вовсе. Многое стало зависеть от личных связей: тому позвонили, этому напомнили... Только к концу 90-х начали немножко возрождаться фестивали местного уровня, региональные, потом российские, всё потихонечку налаживалось.



– Новое время диктует новые условия. В 2000-е многие музыканты перестали гастролировать и давать большие сольные концерты. Главной формой выступлений и заработков стал великий и всемогущий «корпоратив». Как ваш коллектив отнёсся к новым реалиям?


– Раньше эта «новая форма» называлась просто – «халтура». Мы в принципе не отказываемся от предложений сыграть где-то на частном мероприятии или торжестве, но заказов не так много. Если выражаться современным языком, наш коллектив – это «неформат». Наш репертуар состоит из произведений Баха, Моцарта, Листа, Чайковского. Это в основном классика. А просят поиграть что-то попроще или песни знакомые. И получается как в фильме «Место встречи изменить нельзя», в сцене с Шараповым, когда его просят сыграть «Мурку». Даже больше. Люди не знают, что на баяне можно исполнять сложные симфонические произведения. Наш инструмент до сих пор ассоциируется с завалинкой, свадьбой и матаней. Хотя в нашем репертуаре есть и «Рио-рита», и «Падеспань», и «Кумпарсита», и «Осенний сон»…. Произведения, так скажем, из сокровищницы мирового музыкального шлягера.



– Как вы относитесь к таким популярным сейчас на эстрадной сцене проектам, как «Баян-МIX» и Пётр Дранга?


– Это чисто эстрадное шоу. В нём есть свои плюсы: популяризация баяна как инструмента, но часто эстрадные музыканты грешат и сильным упрощением, и невысоким уровнем игры, и даже использованием так называемой «полной фонограммы», когда даже баян идёт в записи. Я не говорю конкретно об этих двух коллективах, но такое есть. Сергея Войтенко из «Баян-MIX» я знаю лично. Он очень талантливый музыкант, чемпион мира по баяну, президент международного фестиваля «Виват, Баян!» в Самаре. Короче говоря, профессионал и отличный музыкант. Но у него совсем другой путь в музыке, нежели у нас. Он популяризирует баян, много занимается именно коммерцией. Мы же играем классику. Это более сложный уровень исполнения, аранжировки и, конечно, более высокий уровень образованности слушателя. Эстрадная и классическая сцена в теории взаимопроникают, но на самом деле всё гораздо сложнее. Классика придерживается строгих канонов и правил. Пока существуют такие коллективы, как наш, у настоящих ценителей будет возможность послушать серьёзную музыку, сыгранную на баяне.


– Как вы считаете, пора уже вам подводить некие итоги?


– Итоги необходимо подводить постоянно, но не конечные, а промежуточные.


Сейчас мы уже многого достигли, но многого ещё сможем достичь. Совершенству нет предела. Смысла выходить из творчества мы не видим вообще.



– Что ожидает слушателей 28 февраля?


– Музыка и музыканты самого высокого класса из Воронежа, Екатеринбурга, Орла, Саратова, Нижнего Новгорода, Москвы. Липчане услышат народного артиста России Александра Склярова, заслуженного артиста Украины Владимира Мурзу, Саратовское трио баянистов, трио баянистов «Гармония», квинтет «Русичи», «Воронежские солисты» и, конечно, нашу родную липецкую «Мозаику». Не буду перечислять всех номеров, но программа выступления будет очень интересная и мощная. В Липецке такие гала-концерты проходят только в юбилеи нашего трио.



– Остаётся присоединиться к поздравлениям с юбилеем и срочно бежать покупать билеты на этот концерт. Спасибо вам за беседу.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 23 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +27 C°  Ночь: +11C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

«Школа здоровья» на новый лад

Любовь Мархасина
// Здоровье

И уезжать не хочется...

Елена Панкрушина
// Образование

Стратегия успеха

Светлана Труфанова, начальник отдела долговых обязательств и государственной собственности областного управления финансов
// Экономика

«Великое переселение»: продолжение следует

Дмитрий Цибулин, ведущий консультант отдела финансирования отраслей экономики управления финансов Липецкой области
// Экономика
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

«Мы всегда одни из первых на выставке...»

Александр Хаустов // Сельское хозяйство

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова // История

А осенью поедем с ветерком…

Николай Рощупкин // Общество



  Вверх