lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
11 февраля 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

«Дебют» начинается с «Юности»

11.02.2011 "Молодежный вестник". Олеся Болышова
// Культура
Фото В. Поповой

Как определить, что написанное тобой произведение действительно чего-то стоит? Родители, друзья и коллеги, чтобы не огорчить близкого человека, наверняка скажут, что автор – гений.


Тут можно и возгордиться, накопить денег и издать, пусть маленьким тиражом, книгу, раздарить с автографом знакомым и успокоиться. Но есть и другой способ: отправить свои произведения в какое-нибудь солидное издательство и посмотреть на реакцию компетентных людей. Если вас не удостоят даже ответом, задумайтесь над объективностью прежних оценок вашего творчества. И, как говорил классик, если можете не писать, не пишите…



ЕЩЕ ПОДУМАЮ!


Четверокурсник Липецкого филиала Московской гуманитарно-технической академии Олег Суворинов устроил себе такую проверку. И уже первый его роман «Петербург – Ад – Петербург» вошел в двадцатку лучших прозаических произведений литературной премии «Дебют». А все четыре рассказа, посланные в авторитетный журнал «Юность», были опубликованы уже через неделю после отправки (это притом что обычно материалы рассматривают несколько месяцев). Более того, в издательстве 25-летнему студенту предложили издать его роман отдельной книгой – за их счет! Молодой человек не спешит соглашаться – уже есть выбор, где и как именно печататься.


– К тому же считаю, что для начала книгу нужно издавать в мягком переплете, чтобы она была доступна по цене для любого читателя, – уверен мой собеседник. – И лишь потом, если она окажется интересной, – в твердом: для желающих приобрести ее для домашней библиотеки.



ЮРИСТОМ БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ПИСАТЕЛЕМ?


Любопытно, что Олег получает юридическое образование. В МГТА мой герой попал случайно: шел мимо липецкого филиала, увидел вывеску, заинтересовался, понравилось. Сейчас учится на четвертом курсе, принимает активное участие во многих мероприятиях альма-матер. Если бы несколько лет назад Олегу сказали, что его жизнь будет развиваться таким образом, он, скорее всего, не поверил бы.


– После окончания школы поступил в ЛЭГИ, наобум выбрав профессию управленца, – рассказывает молодой человек. – Но вовремя остановился, осознав, что глупо получать высшее образование в 18 лет, еще не зная, чего хочу в жизни. Пытался заниматься рекламным бизнесом, редактировать и продвигать мужской журнал «Онегин». В общем, искал себя. А однажды вдруг понял, что родился с определенными качествами, но все растерял, и моя линия жизни пошла по-иному. И словно поймал нить, которая позволила вернуться назад и делать то, что должно.


В соответствии с этим представлением свое будущее Олег видит в компромиссе между творчеством и полученной профессией: планирует стать преподавателем юридических дисциплин. Хотя от прозы, скорее всего, не откажется – строки чаще всего рождаются будто сами по себе.



КРУГОСВЕТКА В 11 ЛЕТ


Свой первый рассказ Олег написал в 11 лет. Уже тогда просматривалась логика построения произведения: положив в основу сюжета историю о мальчиках, которые решили отправиться в кругосветное путешествие, он не забыл о практической стороне дела – где его герои пытались найти деньги на осуществление своей идеи.


– Рассказ остался незаконченным, как все детские произведения, как романы Кафки, – улыбается, вспоминая одного из своих любимых писателей, студент. – Но в этом есть своя эстетика: его всегда можно дописать или додумать.


В юности была лирика, правда, тему любви молодой человек не поднимал, считая, что об этом все уже написано в XIX веке. А сейчас липчанин окончательно перешел на прозу.


– Не могу выразить в поэзии то, что хочу сказать, – делится он. – Рассказы пишутся легко, по вдохновению, потому как часто в основе каждого лежит одно чувство, которое нужно облечь в словесную форму. А вот роман – это тяжелый труд. Нужно держать в голове весь замысел, четкую структуру, разбивку по главам, ключевые повороты событий – в общем, знать его наизусть, чтобы постараться выразить все на бумаге. Еще классики признавались в необходимости умения охватить весь мир романа целиком. Борхес четко представлял начало и конец произведения, порой не зная, куда выведет середина. А Набоков сразу держал весь роман в голове и мог записывать его начиная с любого листа.



ПО ТРОПЕ НЕХОЖЕНОЙ


В творческой копилке молодого автора немного произведений – пока восемь рассказов и два романа. Понравившийся жюри премии «Дебют» «Петербург – Ад – Петербург» Олег переписывал, наверное, раз двадцать – «нащупывал узкую тропку, по которой еще никто не ходил». Но на этом остановился, хотя до сих пор видит его несовершенство. Молодой человек уверен: первое крупное произведение стоит оставить в таком виде, чтобы потом можно было наблюдать за собственным развитием. Кстати, по его словам, это самая большая ошибка начинающих писателей – пытаться вместить в первый свой роман все-все.


«Улица Туманов» выражает совсем другой взгляд автора. В романе он старается объединить свои мысли и то, что ему близко, – экзистенциализм Камю, магический реализм Борхеса, Маркеса, Кортасара и литературу абсурда Кафки, создав не похожую ни на что смесь, которая не оставит читателя равнодушным. Новое произведение крупной формы – «Забытые вещи» – тоже будет отличаться от первых двух.



НЕЛЬЗЯ НЕ ЧИТАТЬ


В разговоре о творчестве Олег сыплет цитатами из классических произведений, демонстрируя глубокое знание литературы. И невольно возникает мысль о филологическом образовании собеседника. Однако это не так: речь скорее о самообразовании. В семье всегда было много книг – еще дедушка заказывал собрания сочинений, считая, что обязательно пригодятся. И пригодились – прежде всего внуку, который с раннего детства стал главным читателем домашней библиотеки. В числе любимых книг детства – «Хроники Нарнии» Льюиса, произведения Толкиена, рассказ Льва Толстого «Алеша Горшок», который поразил умением вместить целую жизнь в три страницы и силой воздействия на читателя. Теперь в ряду особо выделяемых авторов – Франц Кафка, Андрей Битов, Хорхе Луис Борхес, Сэмюэл Беккет, Жан Поль Сартр, Федор Достоевский, Альбер Камю, Эдгар По, Жерар де Нерваль, Иосиф Бродский.


– Правда, сейчас к чтению отношусь как к работе – изучаю приемы, сравниваю изобразительные средства, – признается Олег. – Пытался подражать другим писателям – не получается. Это привело к выводу, что мой стиль уже сформировался.


К сожалению, среди сверстников молодого человека немного тех, с кем можно поговорить о литературе не поверхностно и получить дельный совет. Зато есть старшие товарищи, они могут дать объективную оценку написанному. Олег с улыбкой вспоминает пожилую преподавательницу, придерживающуюся консервативных взглядов, которой он дал почитать свой роман. Сначала она решила пролистать рукопись, но так увлеклась, что прочла ее до конца, отметив у автора великолепное чувство языка.


Кстати, мне очень импонирует подход молодого писателя к своему творчеству. Прежде чем отправлять произведения (накануне новогодних праздников он устроил рассылку своих текстов в 27 крупных издательств и теперь ждет ответа) или показывать людям сведущим, он обязательно их редактирует, обращается за корректорской правкой к профессионалам.


– Уверен: ничто не должно отвлекать читателя от произведения, поэтому грамматические, пунктуационные, орфографические и стилистические ошибки просто неприемлемы. Это должно стать правилом для каждого, кто стремится к успеху, – считает Олег.


Слово – герою


О ТВОРЧЕСТВЕ: «Начинать писать нужно только в том случае, если тебе есть что сказать. А успех придет, если найдешь то, о чем до тебя никто не говорил».


О КРИЗИСЕ: «К сожалению, современная литература переживает не самые лучшие времена: ее превратили в бизнес. Уверен, если бы сегодня Лев Николаевич Толстой принес в издательство «Войну и мир», роман вряд ли бы напечатали. Читатель уже другой: у него нет вкуса и он клюет на отзывы раскручиваемых изданий (созданные, разумеется, за немалые деньги), написанные известными людьми. Деньги порождают таланты, хотя должно быть совсем наоборот. Так что современного читателя нужно воспитывать».


О КАЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: «Я совсем не против массовой культуры – она должна быть. Но, к сожалению, по большей части то, что у нас сегодня издается, сводится к одному и тому же. Современная литература демонстрирует простые истины и давно известные факты и оттого не вызывает никаких чувств и желания поразмышлять. А ведь мы ищем в книгах ответы на свои вопросы. И больше всего привлекают внимание произведения, вызывающие неоднозначную оценку, полемику, заставляющие думать. Кроме того, качественная литература, по моему мнению, должна быть концептуально нова. Каждый может изобразить черный квадрат, но всякий раз он окажется лишь подражанием Малевичу, который сделал это первым».


ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ: «Читать электронные книги для меня – святотатство. И хотя я свободно ориентируюсь в ресурсах Интернета, по-прежнему предпочитаю печатный вариант с ни с чем не сравнимым шорохом перелистываемых страниц».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 17 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +16C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 



  Вверх