lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
31 января 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Стипендия: быть или забыть?

31.01.2011 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Образование
Фото Павла Острякова

19 января помощник Президента Дмитрия Медведева Аркадий Дворкович вбросил в массы ещё одну болезненную тему для обсуждения. В интервью «Газете.ru» он высказал идею о том, что считает возможным отменить выплату стипендий студентам российских вузов.


Когда общественность возмутилась, Дворкович заявил, что он озвучил сугубо личное мнение. Он хотел быть услышанным. И… это получилось. Конечно, равнодушно слова помощника Президента России никто не воспринял. Спустя некоторое время Аркадий Дворкович был вынужден оправдываться, мол, его неправильно поняли и выдернули некоторые слова из общего контекста. Но, как известно, слово – не воробей…


Как отнеслись ректоры вузов и сами студенты Липецкой области к инициативе отмены стипендий?


Среди тех, кто близко к сердцу принял идею об отмене стипендий, были как горячие противники, так и сторонники предложения Аркадия Владимировича. В числе последних зампред комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке Любовь Духанина. Она считает инициативу Дворковича правильной, необходимо только расширить границы расходования образовательных кредитов, разрешив тратить их на оплату жилья и питание. Ряд ректоров ведущих вузов страны сразу же озвучили своё отрицательное отношение к отмене стипендий. Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий оказался более сдержанным: «Конечно, наверное, есть несовершенство в самой системе предоставления стипендий. И, кстати, новый Закон «Об образовании», который начал обсуждаться, в том числе с подачи Союза ректоров, вносит поправки в само понятие стипендии и процесса её выдачи. Но я всё-таки считаю, что сейчас мы не можем полностью отказаться от поддержки студентов, которые действительно нуждаются. Две трети студентов физического факультета Московского университета практически живут на эту жалкую стипендию, покупая чай и, может быть, немножко зарабатывая. До того чтобы российское образование стало платным, я думаю, наше общество сейчас не дошло», – считает Садовничий.


Как это ни странно, разделилось и само студенческое сообщество. Если лидер Российского студенческого союза Артём Хромов подал заявку на пикет у здания Минобрнауки против этих инициатив и за повышение стипендии на полдень 26 января, то председатель Всероссийского студенческого союза Антоний Швиндт заявил, что поддерживает предложение Дворковича, но выдвигает условие: «В вузах должны быть созданы рабочие места для студентов, потому что лучше работать в вузе, чем в «Макдональдсе». Хромов же считает, что основополагающим принципом образовательной реформы должна быть общедоступность и качественность образования.


Некоторые «согласные» в своих высказываниях пытались обратить внимание общественности на Запад, где понятие «стипендия» трактуется немного иначе. Там по-своему помогают студентам учиться. Где-то берутся долгосрочные щадящие образовательные кредиты. Высшее образование в ФРГ финансирует федеральная земля. Немецкий закон обязывает родителей обеспечивать своего ребёнка в то время, когда он получает высшее образование. Если же они в силу своего низкого дохода не в состоянии это сделать или могут лишь частично, федеральная земля обязана взять на себя ответственность за финансирование. Такой студент подаёт на так называемый BaFog. Это бесплатный образовательный кредит государства студенту, который тот будет выплачивать после получения образования вычислениями из своей зарплаты. Однако если у студента во время обучения родился ребёнок, то гасить надо будет только половину этого кредита. Система образования в скандинавских странах строится примерно по одной модели и имеет общие особенности. Во-первых, большая часть учебных заведений в этих странах – государственные, более того, немногочисленные частные школы и вузы получают от государства субсидии. Поэтому образование в Скандинавии бесплатное, приходится платить только регистрационные и небольшие студенческие взносы. Так что основная статья расходов иностранного студента – проживание и питание. А в Дании студентам даже выплачивают стипендию и выдают ссуду на обучение. Впрочем, ссуду можно получить и в Норвегии, Швеции и Финляндии.


Но зачем смотреть на Запад, если наш образовательный опыт на общемировом фоне был довольно-таки мощным, а советскую систему образования признавали лучшей?


Валерий Петрович Кузовлев, ректор Елецкого государственного университета


– Мы удивлены позицией помощника Президента. Отменить стипендии – большого ума не надо. Но кто просчитал: что за этим последует? Может быть, для кого-то 1200-1500 рублей – не деньги. Но для студентов, обучающихся в вузах малых городов, эта сумма достаточно приличная. И государство всегда поддерживало тех, кто своей учёбой заслуживал это. Мы считаем, что предложение Дворковича не очень удачное и оно не должно быть реализовано. Последствия этого шага могут быть абсолютно непредсказуемыми. Обеспечить работой всех студентов взамен стипендий никакой вуз не сумеет. У нас есть бизнес-инкубаторы. Но они могут дать работу лишь сотне студентов. А ведь в вузах обучаются тысячи человек. Что делать остальным? Потому что столько вакантных рабочих мест нигде нет – это нереальная перспектива. Сегодня налицо стремление сбросить с государства как можно больше обязанностей, которые раньше оно прекрасно выполняло. Это опасная тенденция. Но она, к сожалению, просматривается не только в предложении Дворковича, но и в Законе «Об образовании», который сегодня обсуждается. Я думаю, что вузовское сообщество отрицательно отнесётся к подобным инициативам.


Марина Владимировна Черкашина, директор Липецкого филиала Московской гуманитарно-технической академии


– Мы работаем на рынке образовательных услуг уже 15 лет. В Уставе образовательного учреждения закреплено, что обучение у нас платное. И если говорить о нашем филиале, то в нём реализуется заочная форма обучения. Поэтому, как правило, нашими студентами являются люди работающие. Они хотят либо сменить свою профессиональную деятельность, либо им не хватает образования и знаний. На мой взгляд, человек должен учиться всю жизнь. Поэтому для нас неудивительно появление в аудиториях и пятидесятилетних студентов. Наша российская образовательная традиция как раз и была сильна непрерывной системой образования. Это стимулирует людей и создаёт здоровую конкуренцию на рабочем месте. То есть мы сейчас говорим о качестве не только образования, но и всей жизни, о модернизации российской экономики. А это всё люди, профессионалы, с качественным образованием, которые добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей. В этом, на мой взгляд, разницы между серьёзными государственными и негосударственными вузами нет. Но у человека всегда должен быть выбор. Чаще всего в государственные вузы на бюджетные места очной формы обучения приходят вчерашние школьники. Но работающим людям очень удобна заочная форма образования. И, тем не менее, совмещать даже заочное обучение с работой очень тяжело – процесс усвоения знаний, который должен быть системным, страдает. Одно дело, если студент – взрослый человек. Другое – молодой. Прямая задача студентов – учиться! А работать им в это время или нет – их личное дело. Кто-то всё успевает, кому-то подобной прыти не дано, а кто-то полностью поглощён, к примеру, наукой. Идея совмещать учёбу с работой не может быть навязана сверху. Эта позиция достаточно шаткая. Нужно определиться: платить стипендии всем успевающим или же только тем, кто имеет высокие оценки, кто нацелен на получение качественного образования. Платное обучение ограничивает доступ к высшей школе детей из малообеспеченных семей. Мне кажется, что если человек талантлив, то он должен быть поддержан государством в полной мере.


В конце XIX века русская наука поднялась благодаря голодающим студентам-разночинцам, но тогда людьми двигали высокие идеи. Если говорить об идеях и целях каждого из нас в современном обществе, то возникает много вопросов. А науку делают в основном фанатики. Они есть всегда. Но мозг надо кормить, тогда он будет лучше работать. Когда я училась, то получала повышенную стипендию. Её мне хватало на три недели. Потом на помощь приходили родители. Но тогда стипендии были соизмеримы с заработной платой. А нынешние… Но кому-то и эти маленькие деньги – в помощь. На мой взгляд, сегодня можно говорить о градации стипендий, поднять их до прожиточного минимума, чтобы студент прежде всего учился, а не думал о хлебе насущном. Тогда он будет социально защищён в правовом российском государстве.


Сергей Александрович Поздняков, председатель правления ассоциации студентов Липецкой области, председатель профкома студентов ЛГТУ


– Мы являемся членами Всероссийской ассоциации профсоюзных организаций студентов. Поэтому, когда заявление Дворковича прозвучало, мы связались с Москвой, Воронежем, Белгородом, Брянском. Наша общая позиция такова: поскольку советник Президента России высказал своё личное мнение, то мы не будем делать никаких официальных заявлений. То есть акций протеста не будет. Если только за этим заявлением не последует каких-то официальных действий. Для студентов стипендия – это их зарплата и дополнительный стимул хорошо учиться. Можно даже в этой связи упомянуть и об имидже: родителям очень приятно, когда ребёнок не только радует их отличной успеваемостью, но и получает за неё денежное вознаграждение. Да и сами ребята могут гордиться, что не сидят на родительской шее. Надо хорошо делать одно дело, в случае со студентами – получать знания, чтобы по окончании вуза стать первоклассными специалистами. Конечно, можно одновременно и учиться, и работать, но когда гонишься за двумя зайцами, можно ни одного не поймать.


Я, кстати, узнал об инициативе Дворковича от самих студентов. Мгновенная реакция на позицию помощника российского Президента показательна. Ребята сразу же организовали группу в Интернете, начались обсуждения, и порой очень эмоциональные. Кто-то даже пожелал Дворковичу в период летней сессии в сорокаградусную жару побегать почтальоном. Были на форуме и такие предположения, что Дворкович специально забросил «удочку», чтобы проверить реакцию студентов. Студенческое сообщество отреагировало резко, были призывы выйти на улицу. Кто-то даже подумал, что предложение отменить стипендии – это отвлекающий маневр, чтобы ослабить контроль студенческого сообщества над разработкой нового проекта закона «Об образовании».


ЛГТУ – технический университет. Найти себе подработку по специальности практически невозможно – на производстве нужны образованные специалисты. У нас на всех формах обучения – почти семь тысяч студентов, «дневников» – порядка пяти тысяч. Из них в прошлом семестре только 1 900 человек получали стипендию.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх