lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
18 января 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Пять лет созидания

18.01.2011 "Липецкая газета". Владимир Петров
// Экономика

Особая экономическая зона «Липецк» отмечает свое пятилетие. Как известно, инициатором ее создания выступил глава исполнительной власти Липецкой области Олег Королев, а активным его помощником – нынешний генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ «Липецк» Владимир Лаврентьев, в те годы курировавший промышленность региона в должности заместителя главы администрации. Весь пятилетний путь созидательного развития пройден им, как говорится, через собственную судьбу.


Наш корреспондент накануне юбилейной даты встретился с Владимиром Лаврентьевым и попросил его рассказать о том, что же сделано за эти годы и что видится в перспективе, когда потенциал особой экономической зоны будет раскрыт сполна.


— Владимир Васильевич, давайте напомним нашим читателям – с чего начиналась работа по воплощению в жизнь поистине новаторского, в масштабах страны, проекта?


— Напомню, что постановление Правительства России о формировании особых экономических зон федерального типа вышло 21 декабря 2005 года. Это важная этапная дата. Но не менее важной вехой для нас является 18 января 2006 года, когда были определены конкретные пути и механизмы реализации проекта — особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк». В этот день историческое Соглашение подписали от правительства страны — Герман Греф, от региона — глава исполнительной власти Олег Королев, от муниципального образования — глава Грязинского района Владимир Рощупкин. Соглашение стало базовым документом, положившим начало формированию ОЭЗ «Липецк». Оно определило права и полномочия трех сторон: Минэкономразвития взяло функции обеспечения нормативно-правовой базы и финансовой поддержки (не менее 51 процента), администрация области — финансирование (не менее 49 процентов), муниципалитет — отвод земельного участка.


— Из каких базовых параметров организаторы исходили при расчетах мощностей ОЭЗ, потребности в энергоресурсах и так далее?


— Это было, пожалуй, самое сложное — подобрать проектный институт, способный решить задачу со многими неизвестными. Нужно было подготовить техническое задание на проектирование, а исходя из каких параметров? Какова площадь территории, что на ней предполагается построить, какова обеспеченность энергоресурсами, транспортными возможностями, инженерной инфраструктурой и так далее?


После серьезных размышлений было решено взять за основу показатели лучшего в экономическом развитии области года и лидирующего предприятия – Липецкого тракторного завода. Им оказался 1990 год. Мы предполагали, что развитие ОЭЗ должно было идти в машиностроительном направлении. Объективно, это требовалось и региону, и стране в целом: отрасль фактически оказалась разрушенной. Сегодня мы убедились – направление взято верное: без машиностроения сильной экономики не построишь, как и не сформируешь грамотного, ответственного гражданского общества.


Выбор же ЛТЗ был обусловлен его огромной производительностью тех лет (свыше 40 тысяч тракторов в год) и развитой инженерной инфраструктурой. Расчет наш был таков: потребность в энергоресурсах, развитие мощностей и инженерных сетей ОЭЗ «Липецк» должно пятикратно превышать достижения ЛТЗ. Теперь ясно — эти прогнозные расчеты оправдались на сто процентов.


— Давайте подробнее поговорим о том, как шло формирование и развитие особой экономической зоны за это пятилетие?


— Как известно, в ее состав сегодня входят восемнадцать резидентов. В конце ушедшего года на заседании Наблюдательного совета было принято решение о приеме еще двух. Три предприятия уже осуществляют свою производственную деятельность — стекольный завод «ЧСЗ-Липецк», «СЭСТ-ЛЮВЭ» и «Бекарт Липецк». Восемь строятся, и, думаю, шесть из них будут запущены в текущем году.


Вообще 2011 год должен стать для ОЭЗ «Липецк» переломным: мы прошли наиболее трудный этап «взросления», и настало время активной деятельности. Будет осуществлен пуск предприятий «Рационал», «Оконные системы», «Офсетный комбинат», «Гражданские припасы», «Белон-Метакон» и «Фенци», и конечно, пуск в эксплуатацию первой очереди завода по производству автошин «Йокохама Р.П.З.».


Надеюсь, что будут открыты вторые очереди уже действующих предприятий: на «СЭСТ-ЛЮВЭ» — по производству испарителей для холодильных машин, на «Бекарт Липецк» – бортовой проволоки и металлокорда для автошин. То есть с пуском «Йокохамы» начнется формирование кластера по производству автокомпонентов для автомобильной промышленности. Экономическая выгода очевидна: с товаров, обращаемых внутри территории особой экономической зоны, плата НДС не взимается.


— Предполагается ли в этом году строительство новых предприятий?


— Сейчас заканчиваются проектные работы по «Российскому центру нанотехнологий», идет закупка производственного оборудования, и, очевидно, весной начнется строительство этого уникального предприятия по производству фуллеренов и тяжелых углеродов. Кстати, на некоторых предприятиях ОЭЗ также будут использованы нанотехнологии, в частности, при изготовлении упаковочных материалов для пищевых продуктов.


В этом же году начнется строительство завода «Солинком» по выпуску элементов солнечных батарей с применением нанотехнологий, завода «АВТ», где будут изготавливать проволоку для резки пластин мультикристаллического кремния. Очень важный объект не только для предприятий зоны, но и Липецка — завод «Энерготехнологии», на котором будет вырабатываться электро- и теплоэнергия. Это позволит значительно сократить объем покупной электроэнергии и мощности с рынка ФОРЭМ. Что, безусловно, положительно скажется на экономике региона в целом.


Отмечу, что пуски новых предприятий ОЭЗ стали делом привычным и проходят без особой «помпы». Наверное, так и должно быть, для нас важен результат, а не «информационное событие». Разумеется, когда речь идет о стратегических объектах, общественность должна быть информирована об этом. Тем более в непростые годы, которые мы переживаем. В целом же строительство особых экономических зон в России сегодня, как думается, поможет стране «слезть» с нефтегазовой трубы, сформировать высокотехнологичную экономику.


Пока не стану раскрывать дальнейшие наши перспективы, поскольку идет переговорный процесс, но в нашей области появятся серьезные, как их называют, «якорные» резиденты, вокруг которых возникнут еще несколько производственных кластеров. Речь идет об очень крупных инвест-проектах, которые в этом году обретут конкретное содержание.


— Пять лет напряженной работы и зримые результаты усилий по созданию особой экономической зоны позволяют сделать вывод — проект успешен?


— Да, проект удался! И в этом, без сомнения, огромная заслуга федеральных органов власти, главы администрации области Олега Королева, который все эти годы активно помогает нам. Наша задача — оправдать те ожидания, которые сулит полномасштабная реализация проекта. И они, убежден, сбудутся.


— В прошлом году встал вопрос о двоекратном увеличении территории ОЭЗ. Работа в этом направлении ведется?


— Да, мы намерены увеличить территорию в два раза, то есть до 20 квадратных километров. Уже ведутся работы по отводу земельного участка, и в течение нескольких месяцев они завершатся. Новая территория будет смежной с уже сформированной. Отмечу, что в выборе первоначального участка и в проектировании территории ОЭЗ мы опирались на опыт и поддержку наших итальянских коллег. Выбор оказался очень удачным во всех отношениях: все для развития промышленного потенциала здесь имеется. Как и на новой территории.


— И в завершение: как решается вопрос кадрового обеспечения столь ресурсоемкого и масштабного проекта?


— Создание больших промышленных анклавов предполагает своего рода интеграцию рынка труда ряда прилегающих к ним регионов. Со временем, когда потенциал ОЭЗ «Липецк» раскроется полностью, потребуется 15 тысяч специалистов (это примерно к 2014-2015 году). Пока здесь трудятся две с половиной тысячи работников. При формировании второго этапа ОЭЗ, застройки новой территории потребуется еще не менее 10-15 тысяч человек. А это, конечно, трудовые ресурсы не только Липецкой, но и Тамбовской, Воронежской областей.


Разумеется, мы уже сейчас начинаем задумываться над этой проблемой: как обеспечить удобней транспортной сетью такое количество работников. Предполагается строительство новой железнодорожной станции вблизи территории ОЭЗ для перевозки электричками людей из Воронежа, Ельца, Мичуринска, Усмани и так далее. По времени дорога на работу будет занимать 40-60 минут. И это вопрос не столь далекого будущего: его надо решать сегодня.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 18 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Придумай, сделай, прикати!

 Анна СОЛНЦЕВА
// Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Арт-терапия в красках

 Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ
// Общество

Зарядились «Энергией лета»

Ирина ОВЧИННИКОВА
// Спорт
Даты
Популярные темы 



  Вверх