lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
6 января 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Вслед за Рождественской звездой...

06.01.2011 "Липецкая газета". Александр Косякин, Николай Черкасов (фото)
// Общество

Из далекого далека пришли к нам чудные слова: «рождественские вечера», «крещенские морозы» да еще одно, вкусное — «Сочельник». Но с пушкинской зимой в последние годы у нас проблемы. В декабре, бывает, капает с крыш, как в марте, а в январе вешенку на пеньках собирают... Зиму распугали машинами, кочегарками да парниковым эффектом, а настоящую-то — с белыми снегами — можно увидеть разве что в каком-нибудь медвежьем углу, где еще ходят в валенках, топят печи, набирают воду в колодце, полощут в проруби белье и, прикрутив фитилек лампадки, помолясь, рано ложатся спать.


А тот, кто не спит, достанет, может быть, с полки старую книжку и раскроет на первой странице: «В городе Н. в... год от Рождества Христова случились события, которые…» Именно так православный мир ведет отсчет всему сущему от главного евангельского события, а все человечество с него начинает новое летосчисление.


Правда, есть некий разнобой в толковании дат двумя календарями. Прежний, юлианский, отстает от григорианского (новый стиль) на 13 дней. 7 января Рождество Христово празднуют верующие Иерусалимской, Сербской и Грузинской православных Церквей, а также афонские монастыри, католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты.


Но это — история, а вот — дух, настроение, если угодно, наполнение праздника. Вот как описывает эти дни в старой России Иван Шмелев: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, лес. Стоят в снегу. А снег повалит — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сладкий сбитень! Калачики горячи!..» В самоварах, на долгих дужках, — сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, душисто, сладко. Стакан — копейка. Калачик мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый — пальцы жжет. На снежку, в лесу... приятно! Потягиваешь понемножку, а пар — клубами, как из паровоза. Калачик — льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь — хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а... тепло!»


К слову о елках. Не мы, русские, увы, придумали традицию ставить в доме елку. Немцы! Именно у германских народов это вечнозеленое растение считалось символом жизни и плодородия, а с распространением христианства елка из лесу пришла и в наши дома. Хотя в советский период ее, было дело, пробовали запретить. Как пережиток. Сразу после Октября новая власть и Рождество «отменила». Двухтысячную историю христианства прихлопнули резолюцией. Правда, вскоре поняли, что с елкой перегнули и начиная с 1935 года партия ее разрешила, но без Рождества. Его заменил Новый год, и эта подмена живет до сих пор!


Но Рождество, как праздник сердца, всегда хранила деревня. Она сумела сберечь его и в самые оголтелые времена, и в последующие. Мне, например, Рождество подарило детство. Это было в пятидесятые, когда по команде очередного вождя в день закрывали до двухсот храмов. Но в двери к людям уже не ломились, лампады у образов не заливали, предоставив «темным» старикам «догнивать» без знания марксизма.


У нас, малышни, была печка, а это такой плацдарм, с которого все видно. Я хорошо помню, как молилась на выскобленных половицах бабка, как растопляла печь, как ставила хлеб и затевала кашники. Как переживали мы за ситцевой занавеской, когда в дом входили мужики, стучали сапогами и громко командовали: «Показывай — какую...» И шли во двор — резать овечку, и это были самые страшные минуты, когда мы, зажав уши и уткнувшись в подушки, боялись услышать крик со двора. Но знали: на другой день стол будет шкворчать и дымиться — разговеться придут соседи и родственники со всей деревни, но сначала все будут стоя молиться, повторяя за бабкой: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...».


А ранним утром по сугробам, от избы к избе, ходили христославцы мал мала меньше с сумарями для гостинцев. Гостинцы нужно было заработать. И кричал у двери малец: «Христа прославить можно?». И хозяйка торопливо отворяла дверь. В клубах морозного пара возникала живописная компания и — шапки долой! — хором начинала: «Маленький мальчик сел на диванчик, диванчик — хруп, пожалуйте рупь!»


— Молитву! — приказывала хозяйка. — Нечего тут побаски сказывать...


И малышня начинала либо «Дево днесь», либо «Отче наш...» Без денег и «копеечки» не уходил никто. Тут тоже была глубокая традиция, восходящая к евангельскому повествованию о волхвах, принесших Младенцу Иисусу золото, ладан и смирну. Так возник обычай дарить в рождественские дни детям и друг другу подарки. При этом важное место в этой традиции со временем занял образ святителя Николая, «угодничка», как ласково называют его в народе.


Особое почитание этого святого (а он заботливо относился к детям и бедным, тайно оказывал им помощь) сделало его героем народных колядок: он обходит поля и дома, незримо присутствует на рождественской трапезе, благословляет, сеет хлеб и заботится о крестьянском хозяйстве. Вот откуда возник трогательный и любимый детьми образ св. Николая как Деда Мороза, приходящего к ним с подарками в дни праздника. А вообще наши предки старались в Рождественские дни особенно заботиться о немощных и нуждающихся. Русские цари, например, имели обыкновение накануне Рождества рано утром ходить тайно по тюрьмам и богадельням, раздавая щедрую милостыню.


Рождество по хронологии начинает литургический цикл, посвященный земной жизни Христа. Его появление на свет — первая ступень на пути спасения человека и человечества. Христос, единосущный Отцу по Своему Божеству, становится единосущным нам и знаменует начало новой для каждого жизни. Чтобы глубже понять это, существует пост. Второй по продолжительности после Великого, пасхального. А в день навечерия праздника он особенно строг и называется Сочельник. Но у него есть видимая примета — появление на небе первой вечерней звезды. Она стоит над старым тополем, над стогом сена, над крестом колокольни и над облаками и среди прочих усатых звезд выделяется своим ярким светом — так она светила и волхвам, указывая путь к пещере, где лежал в пеленах младенец Иисус...


Самодельные пещерки есть теперь в каждом храме. В Свято-Тихоновском женском монастыре под Задонском Липецкой области ее ставят во дворе, прямо у паперти Троицкого храма, а во Владимирском соборе Богородицкого монастыря — сразу у входа, и детишки уже не отходят от маленького Христа, принося ему конфеты...

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх