lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
31 декабря 2010г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Возвращение к истокам

31.12.2010 "Липецкая газета". Софья Вобликова
// Образование

Учебный год в самом разгаре, а вот год календарный, посвященный Учителю, подходит к концу. Чем он запомнится? Только ли показом скандального телесериала «Школа», вызвавшего поначалу шумиху, а затем тихо дожившего отмеренный ему срок и без помпы скончавшегося вместе с одной из своих центральных героинь? Отнюдь нет, ведь жизнь не состоит лишь из «скандалов, интриг и расследований». И тем не менее: что же изменил Год учителя — для самих педагогов, учеников, их родителей, для всех нас?


В беседах со многими преподавателями выяснилось, что эти особые двенадцать месяцев отличались для них от преды­дущих: забот по подготовке к различным торжественным мероприятиям прибавилось. Реформы идут в школе уже не первый год, не первый же год решаются и те проблемы, которые накопились за долгое время в сфере образования, и, разумеется, наивно было бы ждать, что в одночасье все устроится лучшим образом. Год учителя был скорее хорошим поводом более пристально разобраться в том, что сегодня происходит в классных кабинетах, какой стала отечественная школа за последние несколько лет, какие изменения — внешние и внутренние — в ней произошли?


Свой ответ на эти вопросы решили предложить и журналисты «Липецкой газеты», побывав на финише года в средней школе села Стегаловка Долгоруковского района Липецкой области, директор которой — Игорь Востриков — стал призером Всероссийского конкурса руководителей образовательных учреждений «Директор школы-2010».


* * *


Белоснежные, пластиковые стеклопакеты в окнах, новая, блестящая от сырого снега зеленая крыша, украшающая типовое здание 1975 года постройки, — даже внешний вид Стегаловской школы убеждает, что не зря Игоря Вострикова признали одним из лучших школьных директоров России. Когда мы приехали на встречу с ним, в учебном заведении вовсю шла подготовка к Новому году. На стеклах с двух сторон от входа уже «нарисовались» пушистые зайцы, в вестибюле ребята крепили на натянутую нить блестящий «дождик», по стенам коридора, где находятся кабинеты начальных классов, выстроились в ряд забавные снеговички, созданные, видимо, младшими учениками, а из-за солидной филенчатой двери с табличкой «Хореографический класс» неслось дружное пение знакомой всем с детства веселой песенки про медведя, наступившего на хвост лисе.


В ожидании директора мы рассмотрели интерьер первого этажа, отметив его аккуратный, современный вид, изучили стенд с официальной информацией, из которой, между прочим, стало известно, что процент качества знаний (то есть количество «4» и «5» в зависимости от общего числа оценок) по разным предметам превышает пятьдесят и более пунктов. Обычно такие показатели — предмет гордости для руководства образовательного учреждения. Но у Игоря Вострикова свой взгляд на это:


— Проценты мало о чем говорят. Для меня главный показатель — реализация учебных возможностей ученика. У каждого из них свои способности, и наша задача — создать такие условия, чтобы они развили их максимально. Не всем дано учиться на «пятерки», для кого-то и «тройка» — большой успех. Поэтому нельзя оценивать работу учителя лишь «по процентам», важны реальные возможности учеников. Так, как это, например, предполагает специальная методика, по которой наша школа, как экспериментальная площадка областного уровня, уже не первый год работает.


Преподаватель физики по профессии, Игорь Востриков руководит Стегаловской школой четыре года. Признается: в юности мечтал быть военным летчиком, а не учителем. Отслужил в армии (в ВДВ, кстати), поступил на физмат Елецкого — тогда еще — педагогического института. В школу пришел скорее поработать, а не остаться навсегда. Но вскоре понял, что здесь и есть его призвание. Долго преподавал в Долгоруковском лицее. А в Стегаловку его, видимо, как бывшего десантника, направили, что называется, на прорыв. Четыре года назад школа напоминала «горячую точку» по накалу негативных страстей, кипевших в ее стенах. Проблемы педагогического коллектива отражались и на учебном процессе. Теперь во все это трудно поверить.


— Прежде всего надо было изменить атмосферу в школе, сплотить коллектив, объединить его для решения творческих задач. Вообще, требовалось поднять имидж школы, чтобы люди на селе увидели, что здесь — островок нравственности, духовности, всего самого лучшего. Но чтобы это было не фальшиво, учитель сам должен быть эталоном поведения не только на словах, но и на деле, — говорит Востриков.


Оздоровить атмосферу в школе ему удалось, и он принялся за решение других задач. Результат многих из них мы увидели, совершив путешествие по ее этажам и кабинетам.


Вот Владимир Сычев, заместитель директора по информационным технологиям, со скромной гордостью демонстрирует нам свое рабочее место — компьютер, ноутбук, на стене в ряд — множество розеток, над ними — сетевые коммутаторы, с «вытекающими» из них ручейками проводов, стекающихся в одну широкую «реку», спрятанную под кабель-каналом.


— У нас в школе 35 компьютеров, все соединены в школьную локальную сеть. Постоянный доступ в Интернет имеют 18 компьютеров, 10 из них — в предметных кабинетах. Два ноутбука связаны по сети WI-FI, — коротко рассказывает Сычев. — В кабинете информационных технологий есть интерактивная доска. Учителя заранее заказывают кабинет и проводят там свои уроки. А так каждый может прийти сюда и поработать за компьютером.


— Владимир Анатольевич, а можно я презентацию посмотрю? — подтверждая только что сказанное, скороговоркой выпаливает розовощекий пятиклассник, показавшись в дверях кабинета.


Он получает согласие, а мы идем дальше. Кабинет русского языка и литературы, здесь ведет уроки филолог Татьяна Григорьева. На ее столе тоже работает компьютер, картинка с которого проецируется на экран.


— Использование новых технологий не только приближает процесс обучения к современным реалиям, но и дает новые возможности и учителю, и детям. Ученики больше нацелены на самостоятельную работу, что развивает их творческие способности. Вообще, это очень интересно, — шепотом (урок уже идет) делится впечатлениями от инноваций учительница.


В школьной библиотеке, а точнее — в библиотечно-информационном центре, по-старинному пахнет книгами, но здесь есть и большой выбор аудио-, видеоматериалов, электронных учебников, пособий. По словам библиотекаря Елены Саввиной, все это очень востребовано и учителями, и учениками. А вот в шахматы последние предпочитают играть по-старому, двигая фигурки по настоящему полю, а не виртуальному.


Вместе с Игорем Востриковым мы идем в школьный музей. Вход у него отдельный, добираемся через школьный двор. Проходя мимо хоккейной коробки, директор замечает:


— Когда капитальный ремонт делали, остались старые доски половые, трубы. Вот из них и соорудили коробку...


Более семи миллионов рублей было выделено три года назад из областного и местного бюджетов на обновление здания школы. Заменили отопление, кровлю, окна, все полы в коридорах и на втором этаже, двери, актовый зал, пищеблок, в котельной провели реконструкцию. Оставшиеся средства пошли на косметический ремонт первого этажа.


— В результате оптимизации к нам присоединили Свишенскую школу. Пришлось организовывать подвоз детей, а автобус наш не соответствовал установленным нормативам. И вот агрофирма «Трио» сделала нам подарок — полностью оборудованный всем необходимым школьный автобус, — рассказывает дальше Игорь Востриков, кивая на ярко-желтую машину, ожидающую учеников.


Сейчас в Стегаловской школе учатся 130 ребят, 24 — в филиале в Свишне. Последний доживает свой век, это очевидно, но продлить жизнь образовательному учреждению, по мнению директора, можно, объединив его с существующим там детским садиком. Расположен он неудобно, на краю села, и объединение пошло бы всем на пользу. Но для этого нужны значительные средства. Кстати, при Стегаловской школе группа дошкольного обучения работает, сейчас ее посещают двадцать малышей.


В музее учитель истории Надежда Майорникова демонстрирует нам собранные здесь экспонаты — ухваты, чугунки, домотканые ковры, половички, кружевные подзоры, вышитые рушники и многое другое. А потом Игорь Востриков размышляет о роли воспитания в системе образования:


— Вот на Манежке выступили подростки, и сразу стали говорить: школа должна воспитывать. Хорошо, хоть о семье тоже вспомнили. Но в одиночку учителя не смогут ничего сделать. Должна быть государственная политика воспитания. В новых образовательных стандартах воспитанию уделяется большое внимание. Десять часов внеурочной деятельности — это хорошо. И мы в этом направлении уже давно работаем. Вопрос в условиях: раньше эти занятия были по желанию, теперь они станут обязательными. Но атмосфера на них должна быть иной, чем на уроках. Нельзя просто еще на два часа в день сажать детей за парты. Значит, нужны дополнительные помещения, нужны педагогические кадры. Ждем как это все будет воплощаться в жизнь, когда все перейдут на новые стандарты...


Информатизация образовательного процесса, материальное обновление школы, создание здорового, творческого коллектива — обо всем этом и рассказал Игорь Востриков в своем эссе, посланном на всероссийский конкурс «Директор школы-2010». Почему решил в нем участвовать? «Наши учителя, ученики стараются попробовать силы, во всех состязаниях, добиваются в них хороших результатов. И я не мог остаться в стороне, потому что обязан первым подавать пример», — объяснил он.


Жюри по достоинству оценило его успехи как руководителя: Игорь Востриков вошел в тридцатку лучших участников конкурса. Кроме этого он, единственный из всех финалистов, был удостоен специального приза — сертификата на приобретение интерактивной доски. Ее должны привезти в новом, 2011 году. Она займет место в кабинете информационных технологий. А старую перенесут в один из предметных кабинетов. Да и помимо этого забот на будущее хватает. Так что следующие двенадцать месяцев для Игоря Вострикова и его коллег станут таким же рабочим Годом учителя.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 21 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Боль моя, ты покинь меня

Сергей Кудаев, главный специалист по паллиативной помощи управления здравоохранения Липецкой области, главный врач Липецкой городской больницы № 6 им. В.В. Макущенко // Здоровье

Под присмотром видеокамер

Ольга Журавлева // Общество



  Вверх