lpgzt.ru - Власть Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
28 декабря 2010г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Власть 

Для нужд страны

28.12.2010 "Липецкая газета". Владимир Михайлов
// Власть

Одним из вопросов, которому Президент России Дмитрий Медведев уделил внимание в ежегодном Послании Федеральному Собранию, было совершенствование законодательства о госзакупках. По его словам, за пять лет действия закона в него было внесено 19 пакетов поправок, и все равно этот документ сегодня не ругает только ленивый. В чем причины?


Ответ на этот и другие вопросы предлагает начальник управления по размещению госзаказа Липецкой области Владимир Зайцев.


— В сегодняшних экономических условиях размещение государственного (муниципального) заказа выходит на новый уровень и приобретает особую значимость в преодолении последствий кризисных явлений, — считает Владимир Васильевич. — Освоение современных средств коммуникации при проведении закупок, переход на новые высокотехнологичные платформы поставляемых для государственных и муниципальных нужд товаров, работ и услуг способствуют эффективному решению задачи модернизации и технического перевооружения страны.


В размещении заказа это — переход к торгам на федеральных электронных площадках и создание федеральной контрактной системы, которая призвана связать воедино звенья одной цепи, сейчас разрозненные. К ним относятся прогнозирование и планирование потребностей заказчиков, формирование и непосредственное размещение заказов и заключительный этап — регистрация и мониторинг исполнения подписанных по итогам торгов контрактов. Комплекс мероприятий будет осуществляться в автоматическом режиме с использованием современных технологических решений, способствующих достижению наивысшей экономической эффективности закупок, обеспечивающих возможность прогнозирования направлений развития экономики. Новейшие технологии в сфере закупок — мощный стимул для реализации Федерального закона, регулирующего отношения, связанные с использованием электронной цифровой подписи, без которой невозможно размещение заказов на электронных торговых площадках.


Несмотря на то, что размещение заказов на федеральных торговых площадках для регионов становится обязательным только с 2011 года, администрация области начиная с 2009 года провела серьезную модернизацию управления по размещению госзаказа: в мае 2010 года мы зарегистрировались на двух федеральных площадках, активно размещаем заказы на открытых аукционах в электронной форме, опередив в этом не только большинство регионов, но и многих заказчиков федерального уровня.


Модернизация и совершенствование закупочного процесса продолжает курс на усиление мероприятий по противодействию коррупции, повышению прозрачности, открытости торгов и созданию оптимальных условий для отечественных компаний. В организационном плане это решается разделением полномочий при размещении заказа. Если раньше заказчик сам определял предмет закупки, сам закупал, сам подписывал контракт и следил за его исполнением, находясь в прямом контакте с поставщиком, иногда с так называемым «своим», то закон о размещении заказов предусмотрел наличие уполномоченного органа по проведению процедуры закупок, каким является управление по размещению госзаказа области, определил электронные площадки для проведения аукционов и органы по регистрации контрактов и по контролю за размещением заказа. То есть возможность сговора между заказчиком и поставщиком, а также между поставщиками существенно усложняется. Это позволяет получить максимальный экономический эффект от публичного и открытого размещения заказов.


На уровне управления по размещению госзаказа Липецкой области разделение функций и полномочий получило дополнительное развитие, которое в практике размещения заказов является уникальным в нашей стране. Обычно один специалист по закупкам разрабатывает все необходимые документы, и только на определенном этапе к делу подключается комиссия, принимающая решения открытым голосованием. В управлении все функции разделены между разными специалистами, а у сотрудников последнего этапа нет права общаться и с поставщиками, и с заказчиками. Встреча с участниками размещения заказа происходит только в момент публичных торгов.


Размещение заказа в форме электронного аукциона исключает даже такой минимальный контакт, поскольку непосредственный торг проводится независимым оператором федеральной электронной площадки в сети Интернет и общение уполномоченного на размещение заказов органа и потенциальных исполнителей контракта осуществляется заочно в электронной форме через оператора площадки, путем официального направления предусмотренных законом запросов.


Областное управление по размещению госзаказа освоило и интенсивно использует возможности современных технологий при размещении заказов. По состоянию на конец ноября этого года 63 процента заказов размещены на открытых аукционах в электронной форме. Из них более трехсот заявок — на федеральных электронных торговых площадках. Показатели экономической эффективности, сравнимые с ранее проводившимися традиционными формами закупок, достигнуты уже на начальном этапе реализации проекта. Ожидается, что когда на площадках зарегистрируется большее число поставщиков, этот показатель удастся превзойти.


По оперативным данным на начало декабря 2010 года, в торгах на федеральных электронных площадках принимают участие около 160 поставщиков и производителей Липецкой области. Несмотря на значительное увеличение их числа за последний квартал, видимо, еще не все осознали неизбежность перехода на электронную форму торгов. Опоз­дание с принятием такого решения угрожает поставщикам, которые еще вчера участвовали в госзакупках, оказаться без средств, гарантированных госзаказом.


Неоднозначной на сегодняшний день выглядит ситуация с регистрацией заказчиков. Если на уровне субъекта Федерации на тот же период времени были зарегистрированы 135 заказчиков областного уровня и уполномоченный орган — управление по размещению госзаказа Липецкой области, то, например, на крупнейшей площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» присутствуют всего 26 заказчиков муниципального уровня, а на остальных четырех федеральных электронных площадках их и того меньше. Закупки для муниципальных нужд ни при каких обстоятельствах не должны приостановиться из-за нерадивости некоторых не вполне ответственных лиц — дети не могут оставаться без питания, больницы — без лекарств и так далее, поэтому муниципальным образованиям за оставшееся время придется энергично наверстывать упущенные полгода, дававшиеся федеральным центром на раскачку.


Для облегчения заказчикам и участникам размещения заказа перехода в новую реальность областная администрация пошла на беспрецедентный шаг и предложила федеральным площадкам открыть свои представительства в Липецкой области. В настоящее время переговоры с заинтересованными лицами активно продолжаются, и в случае подписания соответствующего соглашения есть надежда, что еще до Нового года представительство хотя бы одной из ведущих площадок начнет работу на базе управления по размещению госзаказа Липецкой области.


Даже беглый взгляд на процесс размещения заказа показывает, насколько усложнилось регулирующее его законодательство, а также форми­рующаяся для его исполнения организационно-функциональная структура и единая интегрированная информационная система.


Что означает некачественное размещение заказа, хорошо иллюстрирует выступление министра Минздравсоцразвития России Татьяны Голиковой, которая, анализируя итоги закупок медикаментов, проводившихся в 2009 году, отмечала удручающую ситуацию с ценами на лекарства в госпитальном сегменте, рост которых, по сравнению с предыдущим годом, составил более 16 процентов, значительно превысив уровень инфляции потребительских цен. Росздравнадзор подтвердил эти цифры, определив главной причиной некачественное проведение торгов. В такой ситуации создание в муниципальных образованиях полноценных органов, уполномоченных на размещение заказа, по-прежнему остается задачей актуальной.


Потребность качественного проведения торгов явилась одной из причин, по которой во всем мире закупки выделились в отдельную отрасль, требующую специального обучения и подготовки специалистов, а переход на размещение заказов на электронных торговых площадках только усилил эту работу. Следует отметить, что в настоящее время система находится на этапе становления, в ходе которого выявляются те или иные погрешности в работе оборудования, программного обеспечения, разночтения и неоднозначные трактовки законодательных норм. Поэтому законодательство, регулирующее сферу размещения заказов, продолжает совершенствоваться в соответствии с накапливаемым опытом. Это, безусловно, накладывает свой отпечаток, поскольку изменения не единичны, отслеживать их и внедрять в практику, соответствующим образом перестраивая работу, необходимо своевременно.


Например, одно из самых последних изменений обусловлено логикой политики поддержки малого предпринимательства. Дело в том, что для затруднения участия в торгах недобросовестных поставщиков законодательством предусмотрена предупредительная мера в виде обязательного предоставления участником электронного аукциона обеспечения своей заявки, размер которой достигает пяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Такой размер может стать непосильным бременем для малого бизнеса. Поэтому с октября 2010 года для субъектов малого предпринимательства размер обеспечения заявки законодательно ограничен двумя процентами. Вместе с ранее закрепленными нормами об обязанности заказчиков от 10 до 20 процентов закупать товары и услуги у малого бизнеса на специально организуемых только для них аукционах, а также учитывая преференции товарам российского происхождения, снижение размера обеспечения заявки позволит субъектам малого предпринимательства более активно участвовать в поставках для государственных и муниципальных нужд. Сегодня поддержке малых предприятий уделяется настолько серьезное внимание, что Кодексом РФ об административных правонарушениях введена персональная ответственность должностного лица заказчика за неразмещение заказов у субъектов малого предпринимательства в требуемом объеме, в виде наложения административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.


Подводя итоги первого опыта работы в новых условиях, следует признать, что, как и все новое, модернизация закупочного процесса сопровождается определенными трудностями и не может быть мгновенной. Тут и неясность в трактовках некоторых норм законодательства, и отсутствие единства правоприменительной практики. Есть сомнения в целесообразности полного перехода на единственный способ размещения заказа, поскольку аукцион не может учитывать уровень квалификации участника размещения заказа, специфику закупок инновационной и просто технически сложной уникальной продукции. Имеются негативные моменты в работе федеральных электронных площадок. Требует оптимизации и система размещения заказа в нашем регионе. В этом отношении управление имеет свои предложения, которые в ближайшее время будут доведены до сведения руководства области. Вместе с тем мы готовы к работе в новых условиях и с оптимизмом смотрим в будущее.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 22 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +32 C°  Ночь: +19C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спартакиада в честь героев

Иван Афанасов
// Общество

Чтобы новоселье состоялось

Нина Вострикова
// Власть

С боями по волнам Истории

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

«Волонтёры»-обманщики

 Юлия СКОПИЧ // Общество

Жизнь хороша, когда крутишь не спеша

Олеся ТИМОХИНА // Общество

От Москвы до Владивостока

 Юлия СКОПИЧ // Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

В молодёжном «РИТМе»!

 Сергей БАННЫХ // Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ // Общество

Прокуратура даёт доБРО

Олеся ТИМОХИНА    // Общество



  Вверх