Пт, 26 Апреля, 2019
Липецк: +18° $ 64.68 72.11

«Штрафовать соболями»

Виктор Страхов, Анатолий Евстропов (фото) | 16.08.2010

Правилам дорожного движения приблизительно столько же лет, сколько и самому дорожному движению. И их сочинением занимались не только профессиональные гаишники, писцы и чиновники. Но и монархи. Не верите? Почитайте: «...А ежели кто будет ездить по левую руку, тех ловить и отвозить в тайницкую башню, где холопов нещадно бить батогами, а ежели это боярин – штрафовать деньгами и соболями».

Подписав зубодробительный указ что-то около полутысячи лет назад, царь Иоанн IV Грозный тем самым, во-первых, навечно внёс своё имя в скрижали ГИБДД. Во-вторых, узаконил в России правостороннее движение. В-третьих, наглядно продемонстрировал потомкам, сколь действенной должна быть система наказаний за нарушение дорожных правил. И, в-четвёртых, подвиг депутатов российской Госдумы к дальнейшему законотворчеству на заданную тему. Как оказалось, небезрезультатно.

Воодушевленные решительным рескриптом не совсем адекватного самодержца они только в последние годы благословили резкое повышение цен на обучение в автошколах, в несколько раз подняли штрафы за самые незначительные провинности и объявили вне закона национальный освежающий напиток – русский квас. Как выяснили эксперты, его употребление отныне вполне может стать поводом для лишения автолюбителя водительского удостоверения.

Всё это, уверяют народные избранники, сделано исключительно в интересах общества и самих водителей. Правда, несознательные автовладельцы проявленной о них заботы не оценили и продолжают в час пик чертыхаться на перекрёстках в ожидании «зелёной волны» и очередных инициатив депутатов, которые «чего только не придумают, чтобы дорог не строить». Почему? И поможет ли изменить ситуацию на дорогах внедрение технических новшеств? Эти вопросы корреспондент журнала «Итоги недели» адресовал начальнику отдела по контролю за содержанием технических средств организации дорожного движения управления главного смотрителя Липецка Юрию Мешкову.

Как избавиться от заторов на городских улицах и поможет ли решить эту проблему внедрение технических новшеств?

– Юрий Михайлович, в последнее время и в Липецке всё более привычными становятся пробки на дорогах. В чём причина и что делать?

– Пробки? Давайте всё-таки договоримся о терминах. На мой взгляд, дорог, забитых чадящими автомобилями, то есть того, что с полным основанием можно было бы назвать пробкой, в Липецке не было и нет. Причём не только в середине дня, когда 20-километровый путь от памятника Танкистам до улицы Баумана на Соколе можно преодолеть за 20 минут, но и в час пик, скажем, в половине шестого вечером. Да, задержки движения в это время есть. Но не пробки. Если хотите, посчитайте сами, сколько вам потребуется времени, чтобы пересечь один из самых проблемных городских перекрёстков на пересечении улиц Космонавтов и Циолковского. Уверяю, вполне достаточно будет двух-трёх светофорных циклов. А если учесть, что продолжительность цикла составляет 2 минуты 8 секунд, это 6-7 минут в общей сложности. Ну какая это пробка?

– Однако каких-нибудь 10-15 лет назад думать о циклах никому и в голову не приходило…

– Но 10-15 лет назад и автомобили не были столь доступными. Сегодня же подержанную «шестёрку» вполне можно купить за 20 тысяч. А это не очень большие деньги даже для студента. Вот почему уже на 1 января 2010 года в Липецке насчитывалось свыше 165 тысяч автомобилей, или 330 машин на тысячу жителей. Это достаточно серьёзная цифра.

– И всё же она довольно далека от европейских параметров. В Италии уже в середине 90-х приходилось 560 автомобилей на тысячу жителей, в Германии – 500, в Австрии, Бельгии и Франции – от 440 до 460. Но пробок там не было и нет.

– В Европе масштабная автомобилизация началась сразу же после войны. И там было время создать развитую инфраструктуру. У нас же подавляющее большинство дорог проектировалось в советские времена, когда казалось, что количество автомобилей, находящихся в личной собственности, не превысит 50-70 единиц на 1000 жителей. Отсюда и проблемы...

– …у которых, надеюсь, должно быть решение.

– И оно есть. В апреле 2009 года в составе муниципального учреждения «Управление главного смотрителя города Липецка» был создан отдел по контролю за содержанием технических средств организации дорожного движения, который и занимается, в частности, оптимизацией транспортных потоков. Причём цель нашей работы не только в том, чтобы увеличить пропускную способность магистралей, но и сделать движение максимально безопасным.

– Безопасность тоже вызывала вопросы?

– Разумеется. Это вообще одна из самых острых городских проблем. Ведь от общего количества около 75 процентов дорожно-транспортных происшествий происходит именно в городах. В частности, на территории областного центра ежегодно регистрируется свыше 15 тысяч ДТП с материальным ущербом и пострадавшими. При этом в более чем 1000 дорожно-транспортных происшествий погибает до 50 человек и около 1,5 тысячи человек получают травмы.

– И что отдел может сделать, чтобы противостоять этому?

– Не только может, но и делает. И прежде всего приводит в порядок городские улицы, их разметку, знаки. Например, за год, что работает отдел, заменено более тысячи дорожных знаков. Реконструирован светофорный объект на перекрестке улиц Стаханова – 60 лет СССР, где впервые в России применено оборудование новейшего поколения австрийской фирмы «Футурит», позволяющее использовать систему адаптивного регулирования и видеофиксации нарушений ПДД. Кроме того, на днях закончилась реконструкция светофорного объекта, включающего в себя 20 автотранспортных, 8 пешеходных и 2 трамвайных светофора, на перекрестке улиц Космонавтов – Циолковского, с применением всё того же оборудования. Прорабатывается вопрос внедрения более широкой системы адаптивного регулирования с последующим построением логической сети, обслуживающей сразу несколько перекрёстков.

– Об этом, если можно, подробнее…

– Здесь речь идёт об установке не только светофоров, но и счётчиков транспортного потока, выработке алгоритмов оценки интенсивности автопотоков. То есть система должна самостоятельно определять их характеристики и в зависимости от этого увеличивать или сокращать циклы действия светофоров. В ночное время, например, они могут быть более короткими.

– То есть светофоры должны обрести интеллект?

– Если хотите… Но это лишь первый шаг. «Разрулив» один перекрёсток, надо идти дальше и создавать систему, способную вывести максимум автомобилей с наиболее сложных проблемных участков, как это, кстати, давно уже делается в развитых европейских странах, где созданы центры организации движения. Нынешней весной я побывал на одном из них в окрестностях Амстердама. Их в Голландии пять. Развитая система светофоров. Более 500 камер отслеживают дорожную ситуацию. Она напряжённая, но пробок нет даже в одном из крупнейших портов мира Роттердаме. И это несмотря на грандиозное количество фур, которые ежедневно прибывают и убывают из города.

– Может быть, дело здесь не только в деятельности центров, но и в менталитете, дисциплине водителей.

– Безусловно, и в этом тоже. Правила обязательны для всех. И для велосипедистов. И для многотонных трейлеров. И для респектабельных «Мерседесов». Нарушать их, что называется, себе дороже, потому что обязательно отыщется водитель, который сообщит об этом в полицию.

– Настучит?

– В Европе слово не имеет такого негативного оттенка, как в России. Скажу больше, у европейских водителей иная система ценностей. И в соответствии с ней не доложить о непорядке – плохо, а доложить – хорошо. Логика здесь простая: я соблюдаю правила и не создаю проблем для окружающих. Почему в таком случае кто-то другой может позволить себе игнорировать их и быть угрозой для меня и для других?

– У нас другая логика…

– А потому всем нам и остаётся надеяться на создание более современной дорожной инфраструктуры, сокращение количества конфликтных точек. Но и здесь, к сожалению, далеко не всегда удаётся найти общий язык с липчанами. В ближайших планах, например, открытие левого поворота с улицы Московской на Полиграфическую. Некогда это был один из самых рискованных участков в городе. Постараемся сделать его менее опасным. Кроме того, готовы к реализации проекты реконструкции развязок на площади Мира, у памятника «Трактор» при подъезде к ЛТЗ, на улице Яна Берзина. Ведём подготовку к реорганизации дорожного движения на пересечении улицы Катукова с улицей Кривенкова путём обустройства двух разворотных полуколец. Большой объём работ ожидает нас при замене ламп накаливания на светодиоды. Из более чем 1350 городских светофоров светодиодами оснащены лишь чуть более ста.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных